Технология
Технология — аннотация к рабочим программам УМК «Перспектива»
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. — М.: Просвещение, 2012.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- 1 класс Роговцева Н.Б., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П, Технология. Учебник. М.: Просвещение
- 2 класс Роговцева Н.Б., Богданова Н.В., Добромыслова М.В, Технология. Учебник. М.: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов)
- 1 класс — 1 час в неделю, 33 часа в год.
- 2 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
ЦЕЛИ:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями; технико – технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально – ценностного отношения к труду и людям труда.
ЗАДАЧИ:
- духовно – нравственное развитие учащихся; освоение нравственно – этического и социально – исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально – ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысление духовно – психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умении вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогии и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессии и важности правильного выбора профессии.
- Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно – преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.
- Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно – конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно – познавательных и проектных художественно – конструкторских задач.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 класс
- Давайте познакомимся – 3 ч
- Человек и земля – 21 ч
- Человек и вода – 3 ч
- Человек и воздух – 3 ч
- Человек и информация – 3 ч
2 класс
- Как работать с учебником – 1 ч
- Человек и земля – 23 ч
- Человек и вода – 3 ч
- Человек и воздух – 3 ч
- Человек и информация – 3 ч
- Заключительный урок – 1 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы.
- Контроль за уровнем достижений учащихся по технологии проводится в форме практической работы: изготовление изделия, заполнения технологической карты.
- Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке.
- Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла.
- Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок.
- Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации.
- Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
- Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом.
- Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
- Требования к проверке успеваемости:
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся при освоении курса «Технология» носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок. - Текущая оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
- Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей.
- Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.
- Учитель дополнительно наблюдает динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
- Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
- полнота и правильность ответа,
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам,
- аккуратность сборки деталей,
- общая эстетика изделия — его композиционное и цветовое решение,
- внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием). - В заданиях проектного характера внимание обращается на:
- умение принять поставленную задачу,
- умение искать и отбирать необходимую информацию,
- умение находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско - технологических проблем,
- умение изготовлять изделие по заданным параметрам,
- умение оформлять сообщение,
- активность, инициативность, коммуникабельность учащихся,
- умение выполнять свою роль в группе,
- умение вносить предложения для выполнения практической части задания,
- умение защищать проект. - Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Для итоговой аттестации каждый ученик в течение учебного года создает «Портфолио достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах и (или) проверочных заданиях, грамоты, благодарности.
- Формами подведения итогов реализации программы являются также тематические выставки. В конце обучения оформляется и проводится итоговая выставка лучших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной проектной деятельности.
- Важно, чтобы совокупность работ обучающихся демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Технология — аннотации к рабочим программам (10-11 класс)
Программы разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, авторской программы «Основы технологической культуры 10-11 класс». В.Д. Симоненко «Технология 10 — 11 класс» /под редакцией В.Д. Симоненко, М.: Издательский центр Вентана-Граф
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В. Технология. 10-11 классы: базовый уровень. М.: Издательский центр Вентана-Граф
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
10 класс – 1час в неделю, 34 часа в год.
- освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии;
- научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности;
- способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
- формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
ЗАДАЧИ:
- ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей;
- приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;
- обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;
- овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладки оборудования, приспособлений и инструментов;
- защищать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники;
- работать с разными видами информации (символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами), осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
- формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;
- ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции;
- развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения, практических задач;
- подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах.
- Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
- Умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива.
- Осознание ответственности за качество результатов труда.
- Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
- Овладение алгоритмами и методами решения творческих задач.
- Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
- Формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
- Комбинирование известных алгоритмов технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них.
- Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
- Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ.
- Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
- Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость.
- Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
- Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
- Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.
- Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
- Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемых в обслуживающем труде;
- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
- владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда.
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия;
- моделирование художественного оформления объекта труда;
- разработка варианта рекламы выполненного объекта;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
- публичная презентация и защита проекта технического изделия;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В результате изучения технологии ученик должен
знать/понимать:
- отрасли современного производства и сферы услуг;
- ведущие предприятия региона;
- творческие методы решения технологических задач;
- назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятиях;
- основные функции менеджмента на предприятии;
- основные формы оплаты труда;
- порядок найма и увольнения с работы;
- содержание труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий;
- устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ;
- источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;
- пути получения профессионального образования и трудоустройства.
уметь:
- находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации;
- распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;
- решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;
- планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;
- уточнять и корректировать профессиональные намерения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- повышения активности процесса и результатов своего труда;
- поиска и применения различных источников информации;
- соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования;
- составления резюме при трудоустройстве.
СОДЕРЖАНИЕ
10 класс
- Влияние технологий на общественное развитие – 2 ч
- Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы – 3 ч
- Технологическая культура и культура труда – 2 ч
- Производство и окружающая среда – 4 ч
- Рынок потребительских товаров и услуг – 4 ч
- Проектирование в профессиональной деятельности – 4 ч
- Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда – 4 ч
- Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация – 2 ч
- Введение в психологию творческой деятельности – 2 ч
- Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений -4 ч
- Анализ результатов проектной деятельности- 2 ч
- Презентация результатов проектной деятельности – 1 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Преобладающие формы контроля:
- устные и письменные ответы на вопросы и задания к параграфам учебника;
- фронтальная беседа;
- письменные ответы на задания тестового типа;
- выполнение практических работ;
- творческие и конкурсные работы;
- уроки обобщающего повторения.