Музыка
Музыка — аннотация к рабочим программам
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. Усачева В.О., Школяр Л.В. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ, 2014
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- 1 класс — Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
- 2 класс — Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
- 3 класс — Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
- 4 класс — Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 1 класс — 1 час в неделю, 33 часа в год.
- 2 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
- 3 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
- 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.
ЦЕЛЬ:
- воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры , где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
ЗАДАЧИ:
- Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.
- Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
- Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
- Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.
- Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
- Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
- Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- Формирование основ национальных ценностей российского общества;
- Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
- Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с постановленной задачей и условиями её реализации% определять наиболее эффективные способы решения;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «музыка», в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии;
- Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
- Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, в импровизации.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 класс
- Истоки возникновения музыки. Жанры музыки — 8часов
- Содержание и формы бытования музыки — 19 часов
- Язык музыки — 6 часов
2 класс
- Всеобщее в жизни и в музыке – 8 часов
- Музыка – искусство интонируемо смысла — 10 часов
- Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа — 10 часов
- Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа — 6 часов
3 класс
- Характерные черты русской музыки – 8 часов
- Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» — русской интонационности – 12 часов
- Истоки русского классического романса — 6 часов
- Композиторская музыка для церкви — 2 часа
- Народная профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре – 6 часов
4 класс
- Многоцветие музыкальной картины мира – 7 часов
- Музыка мира сквозь призму русской классики – 8 часов
- Музыкальное общение без границ -10 часов
- Искусство слышать музыку – 9 часов
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- В качестве форм промежуточного контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания, инсценирование песен, творческие работы
- По предмету «Музыка» в 1 — 3 классах контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний проводится в виде уроков — концертов, в 4 классе – тестовые работы.
Музыка ( 5-8 класс) — аннотация к рабочим программам
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)
- Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник. 5 класс. М.: Дрофа
- Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник. 6 класс. М.: Дрофа
- Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник. 7 класс. М.: Дрофа
- Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник. 5 класс. М.: Дрофа
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ)
- 5 класс — 1 час в неделю, 34 часов в год
- 6 класс — 1 час в неделю, 34 часов в год
- 7 класс — 1 час в неделю, 34 часов в год
- 8 класс — 1 час в неделю, 34 часов в год
ЦЕЛЬ:
предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
ЗАДАЧИ:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный потенциал;
- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве);
- активизировать применение проектной деятельности в учебном процессе;
- развивать навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности.
Программа обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
- обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
обогащенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства; - инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству; - умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
- соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;
- навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;
- контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
- участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
- общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
- развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
- самостоятельность при организации содержательного культурного досуга;
- соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
- творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие; - усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
- понимание художественных явлений действительности в их многообразии;
- общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
- освоение знаний о выдающихся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;
- овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
- эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении;
- осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства;
- опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
- участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов.
СОДЕРЖАНИЕ:
5 класс
Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»
- Музыка рассказывает обо всём. (1 час)
- Древний союз. (3 часа)
- Слово и музыка (3 часа)
- Песня. (3 часа)
- Романс. (2 часа)
- Хоровая музыка. (2 часа)
- Опера. (2 часа)
- Балет. (2 часа)
- Музыка звучит в литературе. (2 часа)
- Музыка и изобразительное искусство. (2 часа)
- Музыкальный портрет. (1 час)
- Пейзаж в музыке. (3 часа)
- Музыкальная живопись» сказок и былин. (3 часа)
- Музыка в произведениях изобразительного искусства. ( 3 часа)
- Повторение (2 часа)
6 класс
Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?»
- Музыка души. (1 час)
- Тысяча миров музыки. (7 часов)
- Заключительный урок по теме «Тысяча миров музыки». (1 час)
- Как создаётся музыкальное произведение. (1 час)
- Ритм. (6 часов)
- Мелодия. (3 часа)
- Гармония. (4 часа)
- Полифония. (2 часа)
- Фактура. (2 часа)
- Тембры. (3 часа)
- Динамика. (2 часа)
- Чудесная тайна музыки. (1 час)
7 класс
Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»
- О единстве содержания и формы в художественном произведении (1 час)
- Содержание в музыке (4 часа)
- Каким бывает музыкальное содержание (4 часа)
- Музыкальный образ (3 часа)
- О чём рассказывает музыкальный жанр (4 часа)
- Форма в музыке (1 час)
- Что такое музыкальная форма (2 часа)
- Виды музыкальных форм (8 часов)
- Музыкальная драматургия (7 часов)
8 класс
Тема года: «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ»
- Музыка «старая» и «новая» (1 час)
- Настоящая музыка не бывает «старой» (1 час)
- О традиции в музыке (1 час)
- Вечные темы в искусстве сказочно-мифологические темы (6 часов)
- Мир человеческих чувств (10 часов)
- В поисках истины и красоты (5 часов)
- О современности в музыке (9 часов)
- Заключительный урок (1 час)