Литература

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, программы  Литературное  чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4  классы:  пособие  для учителей общеобразовательных  организаций/ Л. Ф. Климанова, М.  В. Бойкина.- М.: Просвещение, 2014

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • 1 класс Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение»
  • 1 класс Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
    Литературное чтение. В 2-х ч.– М.: Просвещение
  • 2  класс Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
    Литературное чтение. В 2-х ч.– М.: Просвещение

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 1 класс — 4 часа в неделю, 132 часа в год
  • 2 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год

ЦЕЛИ:

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно — речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему   миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

 ЗАДАЧИ:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других   народов.
  • Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
  • Формирование эстетических чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания  и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы  из  спорных ситуаций.
  • Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и  письменной   форме.
  • Активное использование речевых средств для решения познавательных  и коммуникативных задач.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,  обобщения, классификации,  установление  аналогий и  причинно-следственных  связей,  построения  рассуждений.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно- эстетического цикла.
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  учебной деятельности.
  • Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
  • Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
  • Формирование отношения к художественным произведениям как искусству  слова.
  • Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов России.
  • Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении.
  • Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику  различных видов текстов, участвовать  в обсуждении, давать нравственную оценку поступков.
  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными  приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
  • Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания  и  получения  дополнительной  информации.

СОДЕРЖАНИЕ:

1 класс

  • Добукварный период. «Азбука». Ч. 1. «Давайте знакомиться» — 20 ч
  • Букварный период «Азбука». Ч. 1, ч. 2. «Страна АБВГДейка» — 64 ч
  • Послебукварный период – 8 ч
  • Литературное чтение – 40 ч

2 класс

  • «Любите книгу» — 10 ч
  • «Краски осени»  — 13 ч
  • «Мир народной сказки» — 17 ч
  • «Весёлый хоровод» — 10 ч
  • «Мы – друзья» — 10 ч
  • «Здравствуй, матушка — зима!» — 10 ч
  • «Чудеса случаются» — 16 ч
  • «Весна, весна! И всё ей радо!» — 11 ч
  • «Мои самые близкие и дорогие» — 8 ч
  • «Люблю всё живое» — 16 ч
  •  «Жизнь дана на добрые дела» — 15 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Виды контроля освоения учащимися содержания:
        текущий контроль: наблюдение, устный опрос, беседа;
        промежуточный контроль: работа с текстом, тестирование;
        итоговый контроль: проверка техники чтения.
  • Текущий контроль за достижениями обучающихся по литературному чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального и фронтального опроса: пересказ текста, чтения содержания произведения, выразительное чтение наизусть.
  • Возможны письменные работы – небольшие по объёму, а так же самостоятельные работы с книгой, иллюстрацией, оглавлением.
  • Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
  • Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
  • Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.
  • Формы контроля: беседа; устный опрос; ответы на вопросы;  составление рассказа,  составление плана произведения,  пересказ текста по плану, картинке; написание отзыва о прочитанном произведении по составленному плану; выразительное чтение по ролям; заучивание наизусть; самостоятельное чтение; работа над сочинением (устное и письменное); работа над описанием произведения живописи, написание теста, контрольной работы.

Литература — аннотация к рабочим программам (5-9класс)

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего  образования, Программы  по  литературе 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева.- М.: Просвещение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение
  • Полухина В.П., Коровина В.Я. Журавлев В.П. Литература. 6 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение
  • Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение
  • Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение    
  • Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 5 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
  • 6 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
  • 7 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
  • 8 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в  год
  • 9 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год

 ЦЕЛИ:

  • формирование  духовно  развитой  личности,  обладающей   гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством  патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных  произведений  отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся  на  принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая  Интернет);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

ЗАДАЧИ:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
    овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • овладение способами устного пересказа (подробному,   выборочному,   сжатому,     от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
    свободному   владению   монологической   и   диалогической   речью   в   объёме изучаемых произведений;
  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
  • способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

Программы обеспечивают достижение выпускниками осовной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических   и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
    формирование  ответственного  отношения  к  учению,  готовности  и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных    интересов.
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных  чувств  и  нравственного  поведения,  осознанного  и ответственного  отношения  к  собственным поступкам.
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой  и  других  видов деятельности.
  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей   среде.
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной  жизни,  уважительное  и  заботливое  отношение  к  членам  своей семьи.
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить   и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных   задач.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и  требований,  корректировать  свои  действия  в  соответствии  с  изменяющейся ситуацией.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её  решения.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,  классифицировать,  самостоятельно  выбирать  основания и
    критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать     выводы.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность  с  учителем  и  сверстниками;  работать  индивидуально  и  в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать  и  отстаивать  своё мнение.
  • Умение осознанно  использовать  речевые  средства  в  соответствии с  задачей  коммуникации,   для   выражения   своих   чувств,   мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью.
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной    литературы.
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного    звучания.
  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного  или  нескольких произведений.
  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка,  понимание  их  роли  в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями  других народов.
  • Формулирование собственного отношения к произведениям литературы,  их оценка;
    собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений, понимание авторской  позиции  и  своё  отношение  к  ней;
  • Восприятие  на  слух  литературных  произведений  разных  жанров, осмысленное чтение и адекватное   восприятие.
  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать  на  вопросы  по  прослушанному  или  прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы.
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование  эстетического вкуса.
  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных  образов  литературных произведений.

 СОДЕРЖАНИЕ

5 класс

  • Введение – 1 ч
  • Устное народное творчество – 10 ч
  • Из древнерусской литературы – 2 ч
  • Из русской литературы XVIII века – 2 ч
  • Из русской литературы XIX века – 41 ч
  • Из русской литературы XX века – 24 ч
  • Писатели и поэты XX века о Родине и родной природе – 5 ч
  • Из зарубежной литературы – 15 ч
  • Повторение – 2 ч

 6 класс

  • Введение – 1 ч
  • Устное народное творчество – 4 ч
  • Из древнерусской литературы – 1 ч
  • Из литература XVIIIвека. И.И. Дмитриев – 1 ч
  • Из русской литературы XIX века – 49 ч
  • Из русской литературы XX века – 26 ч
  • Из литературы народов России – 2 ч
  • Из зарубежной литературы — 18 ч

7 класс

  • Ведение-1 час
  • Устное народное творчество – 6 ч
  • Из древнерусской литературы – 2 ч
  • Из литературы 18 века – 2 ч
  • Из литературы 19 века – 32 ч
  • Из литературы 20 века – 19 ч
  • Из зарубежной литературы – 5 ч
  • Повторение – 1 ч

 8 класс

  • Русская литература и история – 1 ч
  • Из древнерусской литературы – 2 ч
  • Устное народное творчество – 2 ч
  • Из литературы XVIII века – 3 ч
  • Из литературы XIX века – 33 ч
  • Из литературы XX века – 20 ч
  • Из зарубежной литературы – 6 ч
  • Повторение- 1 ч

 9 классХочу такой сайт

  • Введение – 1 ч
  • Из древнерусской литературы – 7 ч
  • Из русской литературы ХVIII века – 9 ч
  • Из русской литературы I половины ХIХ века – 43 ч
  • Из русской литературы второй половины ХIХ века – 6 ч
  • Из русской литературы ХХ века. Проза – 9 ч
  • Из русской литературы ХХ века. Поэзия- 18 ч
  • Из зарубежной литературы – 6 ч
  • Итоговое повторение и закрепление изученного за курс 9 класса- 3 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • При планировании предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий или промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля: индивидуальный и фронтальный опросы, домашние задания (задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ), — задания по учебнику (чтение раздела, план параграфа, тезирование статьи, ответы на вопросы, определение теоретического понятия), контрольные работы, сочинения домашние и классные.
  • Устно: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение художественного текста, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием), ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, анализ и интерпретация произведения, составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему. Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика),  двух героев (сравнительная характеристика). Создание отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
    Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения.
  •  Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
  • Для выяснения роли контроля в процессе обучения предмета рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
  • В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
  • При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
  • При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.
  • При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
  • В этой связи различают типы контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.


Литература — аннотация к рабочим программам (10-11 класс)

Программы разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Программы общеобразовательных учреждений.  Литература 10-11 классы.  Под редакцией члена – корреспондента РАО, профессора В.Г.  Маранцмана. –  М. Просвещение.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. В 2 ч. М.: Издательство: Академия
  • Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. В 2 ч. М.: Издательство: Академия

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 10 класс – 3 часа в неделю, 102 часа в год
  • 11 класс – 2 часа в неделю, 102 часа в год

ЦЕЛИ:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературе и культуре других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским литературным языком.

ЗАДАЧИ:

  • формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;
  • обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;
  • сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-выпускника;
  • обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях;
  • обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста;
  • развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора;
  • развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения);
  • развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении; формировать уважение к истории.
  • Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
  • Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность.
  • Потребность в самовыражении через слово;  способствовать развитию культурной и этнической толерантности.
  • Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.
  • Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.
  • Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные:

  • обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • самостоятельно ставить новые цели урока;  самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные:

  • давать определения понятиям;
  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;  
  • излагать содержание прочитанного текста;
  • строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;  осуществлять сравнение; обобщать понятия;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения;
  • пользоваться словарями, справочниками; пользоваться различными видами аудирования;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • продолжать обучение основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • пользоваться монологической и диалогической формами речи; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного пли нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
  • в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки;
  • использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
  • уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

 в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
  • эстетическое восприятие произведений литературы;
  • формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных  направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно — выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
  • сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
  • ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

Кроме того, выпускники помимо базовых, овладевают следующими универсальными учебными действиями:

  • выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение и сопоставление;
  • умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль,
    выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составление плана, тезиса, конспекта.

СОДЕРЖАНИЕ

10 класс

  • Из литературы первой половины XIX века — 3 часа
  • А. С. Пушкин — 8 часов
  • М. Ю. Лермонтов — 9 часов
  • Н.В. Гоголь — 6 часов
  • Развитие русской литературы 40–70-х годов XIX века — 1 час
  • А.Н. Островский  — 6 часов
  • И. А. Гончаров — 6 часов
  • Ф. И. Тютчев — 2 часа
  • И.С. Тургенев — 7 часов
  • А.А. Фет — 4 часа
  • А. К. Толстой — 2 часа
  • Н.А. Некрасов — 5 часов
  • Н.Г. Чернышевский — 1 час
  • Ф.М. Достоевский — 11 часов
  • М. Е. Салтыков — Щедрин — 2 часа
  • Н.С. Лесков — 2 часа
  • Л.Н. Толстой -15 часов
  • А.П. Чехов — 9 часов
  • Зарубежная литература — 2 часа
  • Резервные — 1 час

11 класс

  • Раздел 1. Движение времен. Литература начала 20-го века.- 7 часов
  • Раздел II. Эволюция или революция? От Серебряного века к эпохе социализма. — 38 часов
  • Раздел III. Время и вечность — 20 часов
  • Раздел IV. «Война и мир» — 8 часов
  • Раздел V. Самопознание человека и жизнь общества. -19 часов
  • Литература последних десятилетий — 8 часов
  • Резервные часы — 2 часа

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • При планировании предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий или промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля: индивидуальный и фронтальный опросы, домашние задания (задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ), — задания по учебнику (чтение раздела, план параграфа, тезирование статьи, ответы на вопросы, определение теоретического понятия), контрольные работы, сочинения домашние и классные.
  • Устно: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение художественного текста, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием), ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, анализ и интерпретация произведения, составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему. Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика). Создание отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
  • Рабочие программы предполагают следующие формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
    устный опрос;
    сочинение разных жанров;
    анализ стихотворения, эпизода прозаического произведения;
    конкурс презентаций; тестовый контроль;
    защита проекта;  
    контрольная, проверочная работа;
    зачет.


литература 5-9 кл. (ФГОС).pdf Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575836 Директор/Заведующий Алиев Абдулазим Абукеримович Дата подписания документа 23.10.2021 14:32:14 (скачать) (посмотреть)
литература 7-9 кл..pdf Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575836 Директор/Заведующий Алиев Абдулазим Абукеримович Дата подписания документа 23.10.2021 14:32:15 (скачать) (посмотреть)
литература 10-11 класс.pdf Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575836 Директор/Заведующий Алиев Абдулазим Абукеримович Дата подписания документа 23.10.2021 14:32:17 (скачать) (посмотреть)
Литературное чтение (1-4 кл.).pdf Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575836 Директор/Заведующий Алиев Абдулазим Абукеримович Дата подписания документа 23.10.2021 14:32:19 (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».