Литература
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина.- М.: Просвещение, 2014
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- 1 класс Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение»
- 1 класс Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Литературное чтение. В 2-х ч.– М.: Просвещение - 2 класс Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Литературное чтение. В 2-х ч.– М.: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 1 класс — 4 часа в неделю, 132 часа в год
- 2 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
ЦЕЛИ:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно — речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
ЗАДАЧИ:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
- Формирование эстетических чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
- Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно- эстетического цикла.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
- Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
- Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
- Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов России.
- Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении.
- Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать нравственную оценку поступков.
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
- Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 класс
- Добукварный период. «Азбука». Ч. 1. «Давайте знакомиться» — 20 ч
- Букварный период «Азбука». Ч. 1, ч. 2. «Страна АБВГДейка» — 64 ч
- Послебукварный период – 8 ч
- Литературное чтение – 40 ч
2 класс
- «Любите книгу» — 10 ч
- «Краски осени» — 13 ч
- «Мир народной сказки» — 17 ч
- «Весёлый хоровод» — 10 ч
- «Мы – друзья» — 10 ч
- «Здравствуй, матушка — зима!» — 10 ч
- «Чудеса случаются» — 16 ч
- «Весна, весна! И всё ей радо!» — 11 ч
- «Мои самые близкие и дорогие» — 8 ч
- «Люблю всё живое» — 16 ч
- «Жизнь дана на добрые дела» — 15 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Виды контроля освоения учащимися содержания:
текущий контроль: наблюдение, устный опрос, беседа;
промежуточный контроль: работа с текстом, тестирование;
итоговый контроль: проверка техники чтения. - Текущий контроль за достижениями обучающихся по литературному чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального и фронтального опроса: пересказ текста, чтения содержания произведения, выразительное чтение наизусть.
- Возможны письменные работы – небольшие по объёму, а так же самостоятельные работы с книгой, иллюстрацией, оглавлением.
- Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
- Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
- Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.
- Формы контроля: беседа; устный опрос; ответы на вопросы; составление рассказа, составление плана произведения, пересказ текста по плану, картинке; написание отзыва о прочитанном произведении по составленному плану; выразительное чтение по ролям; заучивание наизусть; самостоятельное чтение; работа над сочинением (устное и письменное); работа над описанием произведения живописи, написание теста, контрольной работы.
Литература — аннотация к рабочим программам (5-9класс)
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, Программы по литературе 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева.- М.: Просвещение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение
- Полухина В.П., Коровина В.Я. Журавлев В.П. Литература. 6 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 5 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
- 6 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
- 7 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
- 8 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
- 9 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
ЦЕЛИ:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
ЗАДАЧИ:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; - овладение способами устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений; - научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
- способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.
Программы обеспечивают достижение выпускниками осовной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов. - Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. - Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью.
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы.
- Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
- Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
- Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
- Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.
- Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений, понимание авторской позиции и своё отношение к ней; - Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
- Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
- Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы.
- Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
- Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ
5 класс
- Введение – 1 ч
- Устное народное творчество – 10 ч
- Из древнерусской литературы – 2 ч
- Из русской литературы XVIII века – 2 ч
- Из русской литературы XIX века – 41 ч
- Из русской литературы XX века – 24 ч
- Писатели и поэты XX века о Родине и родной природе – 5 ч
- Из зарубежной литературы – 15 ч
- Повторение – 2 ч
6 класс
- Введение – 1 ч
- Устное народное творчество – 4 ч
- Из древнерусской литературы – 1 ч
- Из литература XVIIIвека. И.И. Дмитриев – 1 ч
- Из русской литературы XIX века – 49 ч
- Из русской литературы XX века – 26 ч
- Из литературы народов России – 2 ч
- Из зарубежной литературы — 18 ч
7 класс
- Ведение-1 час
- Устное народное творчество – 6 ч
- Из древнерусской литературы – 2 ч
- Из литературы 18 века – 2 ч
- Из литературы 19 века – 32 ч
- Из литературы 20 века – 19 ч
- Из зарубежной литературы – 5 ч
- Повторение – 1 ч
8 класс
- Русская литература и история – 1 ч
- Из древнерусской литературы – 2 ч
- Устное народное творчество – 2 ч
- Из литературы XVIII века – 3 ч
- Из литературы XIX века – 33 ч
- Из литературы XX века – 20 ч
- Из зарубежной литературы – 6 ч
- Повторение- 1 ч
- Введение – 1 ч
- Из древнерусской литературы – 7 ч
- Из русской литературы ХVIII века – 9 ч
- Из русской литературы I половины ХIХ века – 43 ч
- Из русской литературы второй половины ХIХ века – 6 ч
- Из русской литературы ХХ века. Проза – 9 ч
- Из русской литературы ХХ века. Поэзия- 18 ч
- Из зарубежной литературы – 6 ч
- Итоговое повторение и закрепление изученного за курс 9 класса- 3 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- При планировании предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий или промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля: индивидуальный и фронтальный опросы, домашние задания (задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ), — задания по учебнику (чтение раздела, план параграфа, тезирование статьи, ответы на вопросы, определение теоретического понятия), контрольные работы, сочинения домашние и классные.
- Устно: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение художественного текста, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием), ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, анализ и интерпретация произведения, составление планов и написание отзывов о произведениях.
- Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему. Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика). Создание отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. - Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
- Для выяснения роли контроля в процессе обучения предмета рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
- В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
- При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
- При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.
- При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
- В этой связи различают типы контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Литература — аннотация к рабочим программам (10-11 класс)
Программы разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Программы общеобразовательных учреждений. Литература 10-11 классы. Под редакцией члена – корреспондента РАО, профессора В.Г. Маранцмана. – М. Просвещение.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. В 2 ч. М.: Издательство: Академия
- Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. В 2 ч. М.: Издательство: Академия
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 10 класс – 3 часа в неделю, 102 часа в год
- 11 класс – 2 часа в неделю, 102 часа в год
ЦЕЛИ:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературе и культуре других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским литературным языком.
ЗАДАЧИ:
- формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;
- обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;
- сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-выпускника;
- обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях;
- обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста;
- развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора;
- развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения);
- развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Программы обеспечивают достижение выпускниками средней школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении; формировать уважение к истории.
- Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
- Формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность.
- Потребность в самовыражении через слово; способствовать развитию культурной и этнической толерантности.
- Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности.
- Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.
- Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные:
- обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- самостоятельно ставить новые цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- принимать решение в проблемной ситуации.
Познавательные:
- давать определения понятиям;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- излагать содержание прочитанного текста;
- строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение; обобщать понятия;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- извлекать информацию, представленную в разных формах;
- пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения;
- пользоваться словарями, справочниками; пользоваться различными видами аудирования;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- продолжать обучение основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- пользоваться монологической и диалогической формами речи; оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного пли нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
- в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки;
- использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
- уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы;
- формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно — выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
- ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
Кроме того, выпускники помимо базовых, овладевают следующими универсальными учебными действиями:
- выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение и сопоставление;
- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль,
выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составление плана, тезиса, конспекта.
СОДЕРЖАНИЕ
10 класс
- Из литературы первой половины XIX века — 3 часа
- А. С. Пушкин — 8 часов
- М. Ю. Лермонтов — 9 часов
- Н.В. Гоголь — 6 часов
- Развитие русской литературы 40–70-х годов XIX века — 1 час
- А.Н. Островский — 6 часов
- И. А. Гончаров — 6 часов
- Ф. И. Тютчев — 2 часа
- И.С. Тургенев — 7 часов
- А.А. Фет — 4 часа
- А. К. Толстой — 2 часа
- Н.А. Некрасов — 5 часов
- Н.Г. Чернышевский — 1 час
- Ф.М. Достоевский — 11 часов
- М. Е. Салтыков — Щедрин — 2 часа
- Н.С. Лесков — 2 часа
- Л.Н. Толстой -15 часов
- А.П. Чехов — 9 часов
- Зарубежная литература — 2 часа
- Резервные — 1 час
11 класс
- Раздел 1. Движение времен. Литература начала 20-го века.- 7 часов
- Раздел II. Эволюция или революция? От Серебряного века к эпохе социализма. — 38 часов
- Раздел III. Время и вечность — 20 часов
- Раздел IV. «Война и мир» — 8 часов
- Раздел V. Самопознание человека и жизнь общества. -19 часов
- Литература последних десятилетий — 8 часов
- Резервные часы — 2 часа
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- При планировании предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий или промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля: индивидуальный и фронтальный опросы, домашние задания (задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ), — задания по учебнику (чтение раздела, план параграфа, тезирование статьи, ответы на вопросы, определение теоретического понятия), контрольные работы, сочинения домашние и классные.
- Устно: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение художественного текста, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием), ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, анализ и интерпретация произведения, составление планов и написание отзывов о произведениях.
- Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему. Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика). Создание отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
- Рабочие программы предполагают следующие формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
устный опрос;
сочинение разных жанров;
анализ стихотворения, эпизода прозаического произведения;
конкурс презентаций; тестовый контроль;
защита проекта;
контрольная, проверочная работа;
зачет.