09.02.2022
Математическая грамотность
|
|
||
Демоверсии проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности
учащихся», ИНСТРАО |
Уровень ООО |
||
5-й |
|||
7-й |
|||
Банк заданий ИНСТРАО |
5-й |
||
6-й |
|||
7-й |
|||
8-й |
|||
|
|||
9-й |
|||
09.02.2022
Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов: ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний; школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы; ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами. Ученики легче достигают метапредметных результатов, если уровень математической функциональной грамотности у них высокий.
Какие задания давать на уроках ученикам
Есть три компонента математической функциональной грамотности. Чтобы их сформировать, учитель может воспользоваться примерами готовых заданий.
Первый компонент
Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне эта математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.
Примеры заданий, чтобы сформировать первый компонент математической функциональной грамотности – в сборнике заданий.
Второй компонент
Чтобы его сформировать, давайте детям на уроках задания: сравнить предметы (фигуры) по их форме и размерам, сравнить числа; упорядочить данное множество чисел, сравнить разные способы вычисления, выбрать наиболее удобный; проанализировать структуру числового выражения, чтобы определить порядок выполнения арифметических действий. Попросите учеников сравнить значения однородных величин (длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость), упорядочить заданные значения величин; установить зависимости между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач; моделировать зависимости, которые содержатся в тексте задачи; сравнить и обобщить информацию, которая представлена в таблицах, на диаграммах; перевести информацию из текстовой формы в табличную.
Чтобы успешно выполнить задания, у детей должны быть сформированы читательская грамотность и смысловое чтение текстов: информационно-содержательного, инструктивного, справочного, текста-обращения, текстовой задачи. Примеры заданий, чтобы сформировать второй компонент математической функциональной грамотности – в сборнике заданий.
Третий компонент
Чтобы сформировать третий компонент математической функциональной грамотности, применяйте задания: понять и применить математическую символику и терминологию, построить математические суждения (рассуждения). Полезно побуждать детей высказываться в ситуациях спора, дискуссии, которые вызваны противоречием. Чтобы создать такую ситуацию, предложите ученикам «нерешаемые задания», которые содержат некорректные данные.
Когда дети анализируют такие ситуации, то выстраивают учебный диалог: достаточно ли условий, чтобы выполнить задание (задачу), все ли условия верны, какие из них не нужны, а каких не хватает. Примеры заданий, чтобы сформировать третий компонент – сборнике заданий.