13.09.2018
Даже если школа откажется вовсе от воспитательной работы, она все равно все время будет воспитывать. Потому что воспитание происходит каждый день, каждый час. Воспитывают учителя своим примером: тем, что и как говорят, как поступают. Воспитывают одноклассники, воспитывает само общение. И раз уж без воспитания в школе никуда, значит, стоит прилагать осознанные усилия для того, чтобы наши выпускники покидали школьные стены людьми со сформированными морально-нравственными качествами, с четким пониманием того, что такое хорошо и что такое плохо.
Научить быть порядочным, добрым, благородным, щедрым душой невозможно, но и порядочность, и доброту, и благородство можно воспитать. Конечно, я не буду сейчас говорить о воспитании в общем, у меня более узкая тема сегодня - воспитание милосердия.
Наверное, во всех школах время от времени проводятся уроки доброты. Иногда по требованию сверху, иногда, что называется, по велению души ну или по плану работы. Проводятся такие уроки и у нас. Название, конечно, не слишком удачное, но зато в полной мере передающее цель таких уроков. В нашей школе такие уроки - не просто лекции или беседы, а некие многосоставные акции. В них есть и разговор с ребятами на довольно сложные темы, но главное - есть деятельностная составляющая, то есть возможность для каждого совершить поступок, поступок добровольный, осознанный.
Когда каждое слово подтверждается действием, когда у любого разговора на морально-нравственные темы есть практическое продолжение, можно надеяться, что сказанные слова не вылетят у детей из головы после окончания разговора.
Участие в благотворительных акциях стало для нашей школы традицией. Вот уже четыре года в ноябре мы собираем новогодние подарки детям, попавшим в трудные жизненные условия.
Что во всем этом важно:
1. Атмосфера общего дела, в котором принимают участие и дети, и родители, и учителя, и администрация на равных основаниях.
2. Обязательное подробное объяснение всех деталей того, что мы делаем: зачем, почему, кому, и т.д.
3. Непременный финал с показом фильма, в котором дети видят, кому подарены их подарки.
И надо сказать, что есть отдача. Если в первую нашу такую акцию часто дети приносили из дома то, что им не очень нужно и не жалко, не думая о том, что эта вещь вообще никому не нужна, то сейчас во время акции подходят, спрашивают, что лучше купить: канцтовары или спортивный инвентарь, игрушки или диски с музыкой. В этом году среди принесенных детьми вещей вообще не было ничего лишнего, старого. Дети заботятся и об упаковке, приносят красивые пакеты, подписывают открытки, а часто делают их своими руками. Отношение и к акции, и к ее адресатам изменилось, и это заметно всем.
Поскольку какой-то опыт мы уже наработали, хочу поделиться и рассказом об ошибках, которые по неопытности можно совершить.
Во-первых, выбирая партнера для благотворительной акции, надо обязательно быть абсолютно уверенными в его порядочности. Увы, но сейчас существует довольно много благотворительных фондов, которые оказываются нечисты на руку. Лучше всего выбирать, основываясь на личных связях.
Во-вторых, бессмысленно принимать участие в подобных акциях разово. Благотворительностью можно заниматься, только сделав осознанный выбор и понимая, что быть щедрым и добрым один раз нельзя.
В-третьих, у каждой акции должен быть финал - нечто, что подводит итог: видеосъемка передачи подарков, благодарность от организаторов, ответные письма от детей из детских домов или что-то еще. Очень важно, чтобы дети знали: собранные ими подарки не пропали неизвестно где, а довезены до адресатов.
В-четвертых, дети должны знать и видеть, что и взрослые (учителя, администрация) тоже участвуют в акции.
Используя в разных формах деятельностный подход в воспитательной работе, мы реально видим ее результат, который невозможен после даже самых проникновенных лекций и бесед о доброте, милосердии и душевной щедрости без подкрепления поступками.