РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН ХАСАВЮРТОВСКИЙ РАЙОН МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» РД, 368025, Хасавюртовский район, с.Костек, ул. Школьная №16 Тел: +7(928)8382999 email- kostekchkola@mail.ru Сайт - https://kostek.dagestanschool.ru/ ИНН 0534024618 ОГРН 1020501766427 Лицензия Р/н 9581 05Л01 №0003993 от 20.03.2021г. бессрочно. видетельство р/н 6979 05А01 №0001904 до 21.04.2023 // выдано Минобр и науки РД Утверждено приказом директора от ___.08.2022 № _______ А.А. Алиев______________ Рассмотрено: Советом родителей (протокол от 31.08.2022 №1) Советом обучающихся (протокол от 31.08.2022 №1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ среднего общего образования МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» на 2022/23 учебный год Костек-2022 ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Воспитание в школе – это процесс формирования личности ребенка, в котором непосредственно участвуют педагоги школы, школьники, их родители и социум. Основные принципы сотрудничества педагогов и детей, которые неукоснительно соблюдает наша школа, обеспечивают: соблюдение законности и прав детей и их семей; соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье; создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды как для детей, так и для взрослых; создание детско-взрослых объединений; проведение КТД; системность, целесообразность и оригинальность воспитательных мероприятий. МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» находится в самом большом районе республики – Хасавюртовском районе. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Педагогический коллектив МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» видит своих выпускников-воспитанников как высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые не отделяют судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдая духовнокультурные традиции народов России. На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования – личностное развитие школьников, проявляющееся в приобретении школьниками опыта осуществления социально значимых дел: опыта дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; трудового опыта, опыта участия в производственной практике; опыта дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции; опыта природоохранных дел; опыта разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыта проектной деятельности; опыта изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыта создания собственных произведений культуры, опыта творческого самовыражения; опыта ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; опыта оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерского опыта; опыта самопознания и самоанализа, опыта социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный 2 практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Педагоги школы планируют достижение воспитательной цели через решение воспитательных задач: реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; организовывать профориентационную работу со школьниками; организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для всей школы. Вне образовательной организации: 1. Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами школы дела благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности. 2. Открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, 3 общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны. Проект «Эковолонтеры» – участие обучающихся в различных социальных проектах, благотворительных акциях: эколого-благотворительная акция «Волонтеры в помощь детям-сиротам "Добрые крышечки"»; «Елка желаний»; «Удивительные елки»; благотворительная акция «Подари ребенку книгу». Обучающиеся получают опыт дел, направленных на заботу о близких, семье, понимают ценность жизни в семье, поддержки родственников, получают опыт дел, направленных на пользу другим, опыт деятельностного выражения своей позиции, помощи окружающим, заботы о малышах, волонтерский опыт, получают опыт организаторской деятельности и проектного управления. Учатся продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения. Проект «Наследники Великой Победы» – проект проходит ежегодно с сентября по май и включает в себя акции, встречи с ветеранами, митинги, благоустройство мемориала, концерт, информационные сообщения на ассамблеях, программу экскурсий по теме Великой Отечественной войны. В проекте принимают участие ученики 1–11-х классов, родители, учителя школы. Основные мероприятия проекта: акция «Подарки для ветеранов»; выезд для благоустройства памятника; митинг у памятника; концерт, посвященный Дню Победы; выезд к ветеранам «Невыдуманные рассказы»; «Календарь Победы»; экскурсии в музеи по теме Великой Отечественной войны. У обучающихся формируется отношение к миру как главному принципу человеческого общежития, к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать, к самим себе как к личностям, отвечающим за свое собственное будущее, осознающим свои гражданские права и обязанности. Школьники получают опыт дел, направленных на пользу своему родному краю, опыт изучения, защиты и восстановления исторического наследия страны, что будет способствовать формированию российской гражданской идентичности, развитию ценностного отношения подростков к вкладу советского народа в победу над фашизмом, к исторической памяти о событиях тех трагических лет. День открытых дверей – традиционное общешкольное дело, проводится один раз в год. Целевая аудитория – ученики школы, их родители. В этот день мы приглашаем всех, призываем приходить с друзьями, двери открыты для жителей района. Это праздник внеурочной деятельности, дополнительного образования, соревнований, конкурсов, олимпиад. В этот день готовится все самое интересное и веселое. Все действия направлены на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающих их любознательность, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Дети не боятся участвовать, проявлять инициативу, знакомятся с возможностями, имеющимися в школе, для их развития, общаются с учителями, учениками и родителями в непринужденной обстановке. Школа совместно с представителями родительской общественности определяет общую концепцию, тему. Детские сообщества вместе с учителями готовят интересные занятия – 4 планируют, ищут информацию, систематизируют, выбирают лучшее, организуют пространство. На уровне образовательной организации: 1. Еженедельная церемония подъема/спуска Государственного флага РФ в рамках общешкольной организационной линейки. 2. Разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости. 3. Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами, в которых участвуют все классы школы. 4. Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность обучающихся. День учителя. Общешкольный праздник, организаторами которого выступают ученики 11-го класса и школьный комитет. Идея – сделать нематериальный подарок учителям. Организаторы выбирают тему для праздника, идеи оформления, распределяют задания, проверяют готовность. Традиционным для нашей школы становится День самоуправления. В завершение дня проводится праздничный концерт. Новогодний праздник. Совет школы выбирает и утверждает тему и форму проведения праздника. Каждый класс готовит свою часть. Принципами проведения праздника являются: коллективная подготовка, коллективная реализация и коллективный анализ выступления класса (по мере взросления школьников организаторская роль классного руководителя в этих процессах уменьшается, а роль актива класса увеличивается); участие каждого члена классного сообщества хотя бы в одной из возможных ролей (авторов сценария, постановщиков, исполнителей, ответственных за костюмы, декорации, музыкальное сопровождение и т. п.). Участие в ключевом школьном деле дает ощущение взаимного доверия и взаимной поддержки во время выступления на сцене; отсутствие соревновательности между классами, реализующее ценность солидарности всех школьников, независимо от их принадлежности к тому или иному классу, удовольствие от хорошо сделанного дела. В процессе подготовки учащиеся понимают ценность продуктивного общения, учатся отстаивать свою идею во время мозгового штурма, слушать других. Церемония «Признание». Церемония проходит в торжественной обстановке в конце учебного года. На церемонию приглашаются родители учащихся, друзья школы, именитые гости. Награждения проходят по нескольким номинациям. Значками «Знаток» и «Мастер», «Ученик года», «Актив года» награждаются лучшие ученики, которые активно участвовали в жизни школы, защищали честь школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах по предметам и были активны в жизни школы. Это традиционное общешкольное дело способствует развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, способствует формированию чувства доверия друг к другу, развивает школьную идентичность подростка. Ученик может сам выдвинуть свою кандидатуру в начале учебного года и спланировать свою образовательную траекторию, чтобы добиться успеха. В подсчете голосов участвуют совет родителей и школьный комитет, что способствует формированию атмосферы доверия и уважения. 5 На уровне классов: проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На уровне обучающихся: 1. Вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т. п. 2. Индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел. 3. Наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми. 4. При необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т. п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителямипредметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: 1. Проведение цикла еженедельных информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». 2. Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе. 3. Организация интересных и полезных для личностного развития совместных дел с обучающимися вверенного педагогическому работнику класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. 4. Классные часы как время плодотворного и доверительного общения педагога и обучающихся, основанного на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. 5. Сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней 6 рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные огоньки и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. 6. Выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Новый год. Традиционное общешкольное ключевое дело. После выбора идеи и распределения заданий для классов на совете дела в классе проводится мозговой штурм, чтобы выбрать идею выступления. Принципами проведения праздника являются: коллективная подготовка, коллективная реализация и коллективный анализ выступления класса (по мере взросления школьников организаторская роль классного руководителя в этих процессах уменьшается, а роль актива класса увеличивается); участие каждого члена классного сообщества хотя бы в одной из возможных ролей (авторов сценария, постановщиков, исполнителей, ответственных за костюмы, декорации, музыкальное сопровождение и т. п.); отсутствие соревновательности между классами, реализующее ценность солидарности всех школьников, независимо от их принадлежности к тому или иному классу; привлечение родителей к участию в подготовке и проведении праздника. «Социальный проект класса». Каждый класс в течение учебного года придумывает и организует социальные проекты. Существуют школьные традиционные проекты, в которых участвуют определенные параллели: 10-е классы – «Благоустройство Аллеи Памяти», 11-е классы – «Шефство над детьми ОВЗ». Также класс придумывает свой оригинальный проект и реализует его. Он может быть реализован как в школе, так и за ее пределами. Учащиеся находят проблему, которую предлагают решить, целевую аудиторию, продумывают ресурсы проекта, осуществляют его, анализируют процесс работы и итоги. В результате повышается уровень социализации учащихся, происходит привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам школы, города, края, страны; вовлечение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению актуальных социальных проблем, формирование активной гражданской позиции школьников, развитие творческого потенциала школьников; воспитание эмпатии к окружающим; развитие полезных социальных навыков и умений (самостоятельный сбор, обработка и анализ информации, планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов); развитие лидерских и коммуникативных умений школьников. Тропа доверия. Игра по «станциям» на сплочение коллектива. Может проводиться как отдельно, так и в рамках общешкольного турслета. На каждой станции классу необходимо выполнить задание всей командой, проявить дружелюбие и взаимодействие при решении поставленной задачи. Командам выдаются маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения станций. На станции ребята выполняют задания ведущего. Ведущий станции оценивает активность команды, ее сплоченность, конструктивность разрешения ситуации по пятибалльной системе. Также могут даваться штрафные баллы за отставание, неорганизованность, конфликтность в группе, нарушение правил выполнения задания. В результате игры происходит гармонизация межличностных отношений через создание взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней и способов ее конструктивного разрешения. Одноклассники учатся быть терпимыми к неудачам, поддерживать товарищей, у класса появляются общие радостные воспоминания, устанавливаются дружеские отношения. Кодекс класса. Совместно с учителем истории или обществознания ребята обсуждают, как составлялись такие документы в истории, как назывались такие сборники правил, почему 7 важно устанавливать и соблюдать правила, как они помогут жизни класса. Затем предлагают идеи, аргументируя свою позицию. Во время выступлений в классе следят за уважительным отношением к выступающим. Все предложения записываются, приводятся аргументы за и против, в конце проводится голосование. В процессе деятельности ученики овладевают умением продуктивно общаться и взаимодействовать, учитывать позиции других участников, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения. Здесь школьники могут приобрести и новые социально значимые знания (о себе, окружающих людях, обществе, его проблемах и способах их решения). Индивидуальная работа с обучающимися: 1. Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся, учителямипредметниками, а также (при необходимости) со школьным психологом. 2. Поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т. п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить. 3. Индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. Индивидуальная образовательная траектория Ведение портфолио, в котором собираются достижения ребенка в учебной, внеурочной коммуникативной и социальной деятельности. Представляет собой способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Ведение портфолио приучает ребенка фиксировать и оценивать свои достижения, позволяет определить правильный вектор для дальнейшего развития. Заполняя портфолио, ребенок учится точно определять цели, которых он хотел бы достичь, планировать свою деятельность, формулировать самооценку, отслеживать собственные ошибки и исправлять их. Работа с учителями-предметниками в классе: 1. Регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися. 2. Проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательного влияния на обучающихся. 3. Привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке. 4. Привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся. 8 Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: 1. Регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом. 2. Помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, отношений с администрацией школы и учителями-предметниками. 3. Организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся. 4. Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей. 5. Привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса. 6. Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т. п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках выбранных обучающимися направлений. Общеинтеллектуальное направление Название курса Содержание Классы Кол-о часов в неделю Совершенствуй Содержание курса имеет развивающую направленность, он 10–11-е 1 свой английский ориентирован на развитие различных компетенций, способствует формированию УУД. Лингвострановедческий подход способствует расширению кругозора учащихся. Курс охватывает все виды речевой деятельности: 9 аудирование, устную речь (диалогическую и монологическую), чтение (все виды и формы), письменную речь Методы решения математических задач Содержание курса способствует формированию 10–11-е 1 всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни Час правды Содержание курса направлено на развитие аналитических способностей и исследовательских навыков учащихся, развитие умения осуществлять информационный поиск и умения применять на практике полученные знания; формирование у учащихся целостной научной картины мира и понятия о биологии как активно развивающейся науке 10–11-е 1 Общекультурное направление Название курса История и культура Дагестана Содержание Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность школьников, сочетает теоретические занятия и экспедиции. Ее основные задачи – формировать у обучающихся представление об историческом прошлом и настоящем района, города, страны, о личностях, оставивших заметный след в истории России; умение искать и систематизировать информацию; формировать самостоятельность и деловые качества, навыки самообслуживания; уважение к физическому труду; содействовать развитию способности к поисковоисследовательской, творческой деятельности; воспитывать гуманное отношение к окружающей среде; способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Классы Кол-о часов в неделю 10–11-е 1 Социальное направление Название курса Содержание Индивидуальный Содержание курса обеспечивает приобретение проект учащимися навыков самостоятельного освоения и применения приобретенных знаний и способов действий 10 Классы Кол-о часов в неделю 10–11-е 1 при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной). В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и одновременно переходным элементом, «мостом» к взрослой, самостоятельной жизни человека. В старшей школе перед каждым учеником стоит задача продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала до конца Спортивно-оздоровительное направление Название курса Содержание Классы Кол-о часов в неделю Футбол Основное содержание курса – изучение основных приемов и техники игры в футбол и простейших тактических действий в нападении и защите. Занятия футболом развивают основные физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, силу; воспитывают спортивное трудолюбие и волевые качества; воспитывают ответственность за результат команды. Ученики приобретают начальный опыт участия в соревнованиях. Занятия воспитывают личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способную к сотрудничеству в физкультурно-оздоровительной деятельности 10–11-е 1 Волейбол Основное содержание курса – изучение основных приемов и техники игры в волейбол. Занятия волейболом развивают основные физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, силу; воспитывают спортивное трудолюбие и волевые качества; воспитывают ответственность за результат команды. Ученики приобретают начальный опыт участия в соревнованиях. Занятия воспитывают личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способную к сотрудничеству в физкультурно-оздоровительной деятельности 10–11-е 1 Баскетбол Основное содержание курса – изучение основных приемов и техники игры в баскетбол. Занятия баскетболом развивают основные физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, силу; воспитывают спортивное трудолюбие и 10–11-е 1 11 волевые качества; воспитывают ответственность за результат команды. Ученики приобретают начальный опыт участия в соревнованиях. Занятия воспитывают личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способную к сотрудничеству в физкультурно-оздоровительной деятельности Настольный Образовательная программа по тхэквондо предполагает развитие теннис и совершенствование у учащихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе тренировок. Ученики приобретают начальный опыт участия в соревнованиях. Занятия воспитывают личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни 10–11-е 1 Духовно-нравственное направление Название курса Разговоры о важном Содержание Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Классы Кол-о часов в неделю 10–11 1 Модуль «Школьный урок» Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; 12 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Формы реализации воспитательного компонента школьного урока Правила кабинета. Игровая форма установки правил кабинета позволяет добиться дисциплины на уроке, прекращения опозданий на урок, правильной организации рабочего места. При этом у обучающихся формируются навыки самообслуживания, ответственности за команду-класс, уважение к окружающим, принятие социальных норм общества. Практикоориентированность. Включение в урок информации из актуальной повестки (вручение Нобелевской премии, политические события, географические открытия и т. д.), обсуждение проблем из повестки ЮНЕСКО, взаимоотношений людей через предметную составляющую. Создание условий для применения предметных знаний на практике, в том числе и в социально значимых делах (проведение исследований на турслете, в экспедиции с последующим анализом результатов на уроке, организация просветительских мероприятий для малышей, воспитанников приюта). Такая деятельность развивает способность приобретать знания через призму их практического применения. Ежегодная школьная научно-практическая конференция РИМ. Форма организации научно-исследовательской деятельности обучающихся для совершенствования процесса обучения и профориентации. В процессе деятельности происходит развитие навыков исследовательской работы, навыков коммуникации и саморазвития, получение позитивного опыта общения со взрослым на основе предмета, знакомство с проектным циклом. Шефство. Организация шефства сильных учеников в классе над более слабыми. Такая форма работы способствует формированию коммуникативных навыков, опыта сотрудничества и взаимопомощи. Интерактивные формы работы с обучающимися, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога и учат командной работе и взаимодействию. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно 13 организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом. На уровне школы: через деятельность выборного школьного комитета, создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; через деятельность совета старост (оргкомитет школы), объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для обучающихся информации и получения обратной связи от классных коллективов; через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т. п.); через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т. п.; через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе. В школьный комитет избираются учащиеся с 8-го по 11-й класс включительно путем голосования. Кандидаты в школьный комитет отбираются путем самовыдвижения. Каждый кандидат обязан предоставить проект своей деятельности в комитете по одному из направлений работы: благотворительность; праздничные мероприятия; мероприятия в системе «Дети детям». В течение предвыборной кампании кандидаты проводят рекламную кампанию (листовки, видеоролики и др.), общаются с избирателями, презентуют свои проекты, которые хотели бы воплотить в жизнь, когда станут членами комитета. В голосовании принимают участие учащиеся с 5-го по 11-й класс и учителя школы. Подсчет голосов проходит с участием независимой комиссии и доверенных лиц кандидатов. Результаты голосования объявляются на торжественной инаугурации. Проведение школьных выборов содействует повышению уровня правового образования и воспитанию гражданственности учащихся, выработке активной жизненной позиции, устойчивости к разного рода политическим спекуляциям и некорректным избирательным технологиям. В ходе подготовки к выборам у учащихся формируются умения, необходимые для успешной социализации в современном обществе. Прежде всего умение создать готовый продукт, работать в команде, быть лидером, вести агитационную работу, выступать перед аудиторией и отстаивать собственное мнение. Ребята познают основы риторики и журналистики, знакомятся с азами политтехнологий, учатся организовывать пиар-кампанию и т. д. Школьное детско-взрослое самоуправление Наименование Классы органа школьного самоуправления Функционал 14 Заседания Школьный комитет 5–11-е Школьный комитет – представительский орган 1 раз в неделю ученического самоуправления, созданный по инициативе учащихся, объединившихся на основе общности интересов с целью защиты прав и законных интересов детей и подростков, решения их проблем, а также содействия и организации деятельности. Представляет интересы обучающихся в процессе управления школой; осуществляет поддержку и развитие общественноценностных инициатив учащихся в жизни школы и общественной жизни; координацию деятельности членов ученического соуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив; защиту прав и законных интересов обучающихся в школе. Деятельность школьного комитета содействует гармонизации взаимоотношений педагогов, обучающихся и родителей, вовлечению их в работу школы Старостат школы 5–11-е Разновозрастная группа, объединяющая старост от каждого класса с 5-го по 11-й. Участники оргкомитета взаимодействуют с руководством школы, содействуют учету мнений обучающихся по вопросам управления школой и принятию административных решений, затрагивающих права и законные интересы учащихся; содействуют распространению значимой для обучающихся информации и получению обратной связи от классных коллективов; формируют информационные бюллетени по итогам встреч на «высшем уровне» Спортивный комитет школы 5–11-е Разновозрастная группа школьного актива, 1 раз в неделю участвующая в планировании, организации и проведении спортивных мероприятий, мероприятий по системе «Старшие для младших» в школе, организующая просветительскую деятельность в части спорта, ЗОЖ (ассамблеи, просветительские проекты, публикации постов в соцсетях), участвующая в организации и проведении тестирования ГТО Школьная служба примирения 8–11-е Разновозрастная группа по урегулированию конфликтных ситуаций в школе, изучающая методики урегулирования конфликтов, законы межличностного общения. Участвует в 15 1 раз в месяц 1 раз в неделю организации просветительских мероприятий в части межличностного общения (ассамблеи, тренинги, формирование содержания для презентаций, публикации постов в соцсетях). В ее состав входят наиболее авторитетные старшеклассники, группа курируется психологом «Добровольцы и волонтеры» 5–11-е Разновозрастная группа школьного актива, 1 раз в неделю участвующая в планировании, организации, проведении и анализе благотворительных, добровольческих, экологических мероприятий, акций, ярмарок, организующая социальные проекты («От сердца к сердцу», «Наследники Великой Победы» и др.). В составе рабочих групп организует поездки в подшефные организации и к ветеранам. Участвует в организации просветительских мероприятий в части волонтерства и добровольчества (ассамблеи, фотовидеосодержание для презентаций, постов в соцсетях). Готовит в составе группы отчеты о поездках (презентации, видеоролики, заметки, интервью). Представляет школу в волонтерских проектах Москвы и Московской области Клуб «Дети детям» 5–11-е Разновозрастная группа школьного актива, 1 раз в неделю участвующая в планировании, организации, проведении и анализе мероприятий с участием учеников начальной школы. Взаимодействует с советом капитанов начальной школы. Знакомится с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста для получения опыта организации игр, эстафет, уроков, викторин, квестов, других мероприятий с учениками начальной школы. Организует систему консультаций по учебным вопросам для учеников начальной школы. Изучает запросы учеников, учителей и родителей в области организации деятельности для учащихся начальной школы. Планирует визуальную просветительскую 16 деятельность для учащихся начальной школы исходя из потребностей. Организует просветительские мероприятия для учеников начальной школы на ассамблеях (ЗОЖ, ПДД, ЮНЕСКО, знаменательные даты и т. д.) Через различные виды совместной деятельности у обучающихся вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать свои права, нести ответственность за порученное дело, соотносить личные интересы с общественными, понимать значение избирательных процедур, анализировать предвыборные программы кандидатов. В деятельности учащиеся получают возможность проявить организаторские способности, навыки планирования, анализа. На уровне классов: через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например, штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с обучающимися младших классов); через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей. Классное детско-взрослое самоуправление состоит из таких же групп актива, как и школьное самоуправление: староста, креативщик, корреспондент/фотограф, видеооператор, дизайнер, техподдержка, спортивный организатор, игровед (служба примирения), волонтер, шеф (работа с малышами). Классы вправе придумать дополнительные роли самоуправления. Члены классного самоуправления являются представителями класса в соответствующих комитетах и клубах школьного самоуправления. В открытых заседаниях, советах дела для планирования общешкольных ключевых дел участие обязательно. В остальных случаях ученик выбирает, будет ли он принимать участие в работе школьного актива. На индивидуальном уровне: через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т. п. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: 17 утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения, ротация состава выборных органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т. п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и др.; договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным объединением, традиционной формой которого является торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного объединения; клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий; лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время на базе загородного лагеря. Здесь в процессе круглосуточного совместного проживания смены формируется костяк объединения, вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор значимых дел; рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т. п.); поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел); участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участие обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянная деятельность обучающихся. Школьное научное общество учащихся РИМ. Школьное научное общество учащихся (ШНОУ) – это общественная добровольная творческая организация учащихся и педагогов, стремящихся к глубокому познанию достижений науки, техники, культуры, к развитию креативного мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, 18 аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Научное общество имеет свое название, эмблему, девиз Основное направление деятельности научного общества – просвещение учащихся в области естественных наук, организация общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. В процессе работы в школьном научном обществе учащиеся получают опыт самостоятельного приобретения новых знаний, поиска и систематизации информации, проведения научных исследований, приобретают опыт проектной деятельности, опыт оказания помощи окружающим, волонтерский опыт; в процессе просветительской деятельности дети учатся эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения для достижения цели, получают опыт организаторской деятельности, получают практику выступления перед разновозрастной аудиторией. Детское общественное объединение «Добровольцы и волонтеры». Общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем. Участниками объединения могут быть учащиеся с 5-го по 11-й класс. Деятельность объединения осуществляется как в школе, так и за ее пределами в содружестве с сотрудниками школы и родителями. Объединение имеет свою символику. Обучающиеся получают важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развивают в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Работа в детском общественном объединении «Добровольцы и волонтеры» способствует воспитанию у обучающихся активной гражданской позиции, формированию лидерских и нравственноэтических качеств, чувства патриотизма, осознанию участниками личностной и социальной значимости их деятельности, ответственного отношения к любой деятельности, получают опыт организаторской деятельности, умения работать в команде, распределять обязанности, контролировать сроки выполнения, чувствовать ответственность за результат. Школьный знаменный отряд. Детское общественное объединение, члены которого отвечают за хранение, вынос, поднятие и спуск Государственного флага РФ, а также знамени школы во время проведения торжественных, организационных, воспитательных событий, конкурсов и их финалов, церемоний награждений. Право входить в состав школьного знаменного отряда почетно. Школьник, который может войти в состав отряда, должен иметь выдающиеся учебные, спортивные, творческие и общественно значимые достижения. Состав знаменного отряда утверждается приказом директора школы после рассмотрения кандидатур из обучающихся 8–10-х классов школы по итогам учебного года на заседании майского педагогического совета, с учетом мнения обучающихся, на следующий учебный год. Командир знаменного отряда выбирается полным собранием его состава и утверждается ученическим советом школы. В составе школьного знаменного отряда формируются пять знаменных групп, в каждую из них входят знаменщик и два ассистента. Знаменщик назначается командиром знаменного отряда. Знаменная группа вносит Государственный флаг РФ и знамя школы на торжественные мероприятия, а также осуществляет поднятие Государственного флага в понедельник в начале организационной линейки и его спуск еженедельно в последний учебный день недели после последнего урока по расписанию. Знаменная группа несет ответственность: за сохранность вверенных Государственного флага РФ и школьного знамени; 19 уважительное и бережное отношение к вверенным Государственному флагу РФ и школьному знамени; соблюдение правил ритуалов подъема, спуска, выноса Государственного флага РФ и школьного знамени; соблюдение установленной парадной формы одежды во время проведения ритуалов подъема, спуска, выноса Государственного флага РФ и школьного знамени. Торжественная передача Государственного флага РФ и знамени школы новому знаменному отряду школы происходит в День последнего звонка. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» Регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня или многодневные (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие, на природу, в другой город) помогают обучающемуся расширить кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Экскурсии могут проводиться по предметам, по патриотической тематике, по профориентации, выходного дня. Перед каждой экскурсией проводится подготовительная работа. Распределяются роли между участниками (обычно опираясь на роли классного самоуправления), формулируются задания, готовится реквизит, при необходимости находится дополнительная информация. Всем детям объясняется цель экскурсии, обговариваются вопросы, на которые учащиеся смогут найти ответы во время экскурсии. Возможна подготовка заранее чек-листов, которые дети заполняют и впоследствии обсуждают и анализируют. После экскурсии готовится отчет-рекомендация с аргументацией о посещении экскурсии другим ученикам (фотоотчет с комментариями, видеоролик, выступление на ассамблее). В результате такой работы у учащихся формируется исследовательский подход к проведению экскурсий, они стремятся узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; происходит обучение рациональному использованию своего времени, сил, имущества; экскурсии помогают обучающемуся расширить кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. Литературные, исторические, биологические экспедиции организуются педагогами и родителями обучающихся в другие города или села для углубленного изучения биографий российских поэтов и писателей, исторических событий, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны. Практические занятия на природе – внеурочные занятия по географии, физике, окружающему миру, математике – могут включать в себя экспериментальную деятельность, наблюдение. Учащиеся учатся применять полученные на уроках знания на практике. В процессе прогулки, мини-похода происходит неформальное межличностное общение детей и взрослых, создаются условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, внимательности при выполнении задания, бережного отношения к природе (как исследователи), формирования у них навыков преодоления, воли, рационального использования своих сил. 20 Многодневные походы организуются совместно с организациями дополнительного образования и осуществляются с обязательным привлечением обучающихся к коллективному планированию, организации, проведению, анализу туристского путешествия. Летний выездной палаточный лагерь ориентирован на организацию активного отдыха обучающихся, обучение навыкам выживания в дикой природе, закаливание. Программа лагеря может включать мини-походы, марш-броски, ночное ориентирование, робинзонады, квесты, игры, соревнования, конкурсы. Шефство над памятником. Традиционная деятельность школы. Обучающиеся старших классов весной и осенью выезжают для благоустройства памятника (ремонт, благоустройство территории – уборка листвы, мусора, посадка цветов, кустов, покрасочные работы). Обучающиеся самостоятельно определяют круг задач на текущий год, подбирают инвентарь, составляют смету расходов на покупку инвентаря, материалов и рассады, распределяют обязанности. В зимнее время группа желающих осуществляет поиск информации об истории места, истории создания памятника, готовит материал и дизайн для сменной экспозиции на стендах около мемориала. Работа ведется в сотрудничестве с местной администрацией. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по данному направлению включает в себя профессиональное просвещение обучающихся, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: циклы профориентационных часов общения, которые для учащихся 5–10-х классов проводятся по плану один раз в месяц на параллель. Здесь обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны. Здесь школьники могут приобрести и новые социально значимые знания (о себе, окружающих людях, обществе, его проблемах и способах их решения) или развить в себе те или иные социально значимые отношения (такие как ценностное отношение к людям, уважительное отношение к чужому мнению, к разнообразию взглядов); циклы профориентационных игр, которые проводятся для учащихся с 5-го по 10-й класс. Проводятся на классных часах. Создаются профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору профессии, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение. Организаторами выступают классный руководитель и психолог. В процессе игр ученик получит представление о существующих профессиях, о новых профессиях и специальностях, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие годы; о профессиональных качествах человека, о навыках XXI века; о значении труда в жизни человека. Научатся пользоваться различными источниками информации для 21 изучения мира профессий и труда, ориентироваться в мире профессий; получат возможность оценивать собственные возможности при выборе профессии; профориентационные экскурсии, список которых формируется на основе опроса обучающихся с 5-го по 11-й класс. Экскурсии проводятся с мая по сентябрь. Перед экскурсией проводится подготовительная работа – учащиеся находят информацию о предприятии, формулируют вопросы, которые хотели бы уточнить непосредственно на предприятии. Возможна разработка чек-листов. После экскурсии проводится анализ. В результате посещения профориентационных экскурсий учащиеся овладевают начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении; получают представление о содержании труда в различных профессиональных областях, представление о требованиях к качествам работника, образованию, об условиях работы. Повышаются мотивация и информированность о выбранной профессии; посещение профориентационных парков, где обучающиеся в игровой деятельности знакомятся с профессиями, учатся основам межличностного общения, учатся разрешать конфликты и применяют навыки самообслуживания; организация профориентационных смен на базе пришкольного детского лагеря отдыха, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где обучающиеся могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки; изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессии; прохождение профориентационного онлайн-тестирования; прохождение онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети Интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастерклассах, посещение открытых уроков. Клуб интересных встреч. Традиционные собрания для учащихся разных возрастов с приглашением гостей – известных личностей, представителей разных профессий, специалистов в различных областях, достигших успеха. Встречи проходят в разном формате – круглый стол, «100 вопросов к взрослому», «10 глупых вопросов» и др. Учащиеся заранее знакомятся с информацией о госте, формулируют вопросы, демонстрируя освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Такие встречи мотивируют учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; помогают проявить готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов. 22 Консультации с психологом или приглашенным специалистом проходят по заявке родителей или учащихся, в присутствии или без присутствия родителей – по индивидуальной договоренности. Встречи могут быть однократные и многократные. Возможно проведение индивидуальных тестов с согласия родителей или помощь в анализе уже проведенного тестирования. В процессе бесед обучающийся пробует выявлять свои сильные стороны, определять пути развития, планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Курсы по выбору. Выбирая курс, учащийся демонстрирует готовность и умение выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио- и видеоинформации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Школьное коммуникационное агентство (ШКА) – разновозрастная группа школьного актива, состоящая из учеников 4–11-х классов, включающая в себя пресс-центр, школьное радио, видеостудию, дизайн-бюро, техподдержку, осуществляющая информационную поддержку в продвижении, рекламе, подготовке и проведении мероприятий, освещении деятельности школы. Участвует в планировании и организации продвижения и освещения школьных событий в школьных СМИ и соцсетях, оформления школьных мероприятий. Осуществляет мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек, а также во время репетиций классов к ключевым общешкольным делам. Каждое отделение школьного коммуникационного агентства имеет своего взрослого куратора. ШКА курируется одним членом школьного комитета. В отделениях проводятся регулярные заседания, где учащиеся, проанализировав план на месяц, определяют свои задачи и организуют деятельность. При необходимости члены отделений ШКА обращаются за консультациями к сотрудникам школы. Отделения принимают заявки от начальной школы на помощь в рекламе, продвижении, проведении и освещении мероприятий. При планировании ключевых школьных дел представители отделений ШКА принимают участие в совете дела. Через различные виды совместной деятельности у обучающихся вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать свои права, нести ответственность за порученное дело, соотносить личные интересы с общественными, понимать значение избирательных процедур, анализировать предвыборные программы кандидатов. В деятельности учащиеся получают возможность проявить организаторские способности, навыки планирования, анализа, формируются навыки общения и сотрудничества. Развивается творческое и критическое мышление. Развиваются навыки краткосрочного и долгосрочного планирования. «Школьная газета № 1» – ежемесячное школьное издание, издается инициативной группой старшеклассников. Учащиеся сами разработали макет газеты, определили количество и названия рубрик, распределили ответственных за рубрики, назначают сроки готовности материала, следят за процессом выполнения задач. Редактор взаимодействует со взрослыми, организует редакторскую проверку силами наиболее грамотных учеников (обладателей звания «Знаток русского языка»). Газета распространяется силами волонтеров среди учащихся и 23 родителей. В процессе работы учащиеся приобретают навыки проектного управления, получают первоначальные сведения о профессиях «журналист», «редактор», «корреспондент», «корректор». Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы при условии ее грамотной организации обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы. Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы, как: книжный стенд «Книгообмен». Каждый представитель ученического и педагогического сообщества может стать школьным буккроссером, принеся любимую уже прочитанную книгу в школу и оставив ее на полках шкафов в рекреации русского языка и литературы (для учащихся 5–11-х классов) и в рекреациях начальной школы (для 1–4-х классов). В результате участия детей в книгообмене происходит овладение необходимыми навыками самообслуживания, социально приемлемого поведения. Участие ребенка в таком проекте позволяет ему приобрести навыки бережного отношения к книге, помогает приобрести вкус к чтению, учит возвращать чужие вещи и делиться своими собственными; грант «Лучший проект школьного кабинета». Ежегодный конкурс проектов оформления кабинета для 5–11-х классов. Ученики класса, желающие создать уникальный кабинет, разрабатывают проект. Организаторами конкурса разработаны требования к учебному кабинету, в которых изложены необходимые элементы, находящиеся в учебном кабинете, требования к материалам (негорючие, без запаха) и т. д., устанавливается фиксированная сумма гранта. Актив класса при помощи школьного дизайн-бюро, родителей, учителей создает схематическое изображение или компьютерный дизайн кабинета, готовит описание содержательной части, объясняет, как будет организовано хранение, составляет смету, защищает проект на заседании комиссии по грантам в составе учителя ИЗО, представителей администрации, школьного комитета, школьного дизайн-бюро. Классу-победителю школа выделяет финансы на благоустройство кабинета. Участие в конкурсе позволяет учащимся получить навыки соблюдения заданных требований к конкурсным работам, учит отличать реальные проекты от прожектов, выслушивать и приводить аргументы, защищать собственные идеи; Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности. На групповом уровне 24 Совет родителей. Состоит из представителей классов с 1-го по 11-й. Собирается один раз в триместр или по необходимости. В каждую повестку вносятся вопросы, касающиеся воспитания. Родители могут высказать свое отношение к проводимой в школе работе, и при необходимости администрация может скорректировать ее или убедить родителей в своей позиции. Поскольку совет – представительский орган, важно, чтобы его члены добросовестно доносили информацию до родительских комитетов классов. День открытых дверей. Традиционное общешкольное дело – проводится один раз в год в субботу для родителей и гостей школы. Это праздник внеурочной деятельности, дополнительного образования, соревнований, конкурсов, олимпиад. Детские сообщества вместе с учителями готовят интересные занятия – планируют, ищут информацию, систематизируют, выбирают лучшее, организуют пространство. Учащиеся приобретают опыт совместной социально значимой деятельности. Общешкольные родительские собрания. Организованное обсуждение наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся школы совместно с педагогами. На индивидуальном уровне Работа с родителями на индивидуальном уровне проводится как по инициативе педагогов и администрации школы, так и по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций. Также родителей привлекают для участия в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося. Поощряется помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности. Клуб интересных встреч, семейные мастер-классы, футбольный матч «Родители – ученики», «Мама, папа, я – спортивная семья» – мероприятия, которые проводятся с участием родителей, для родителей, силами родителей. Родители участвуют в планировании экскурсий, организации классных праздников, многодневных образовательных поездок. Выступают в роли спикеров на классных часах о профессиях, участвуют в командах спортивных соревнований, предоставляют свои работы для персональных выставок, принимают участие в мастер-классах по художественному творчеству, используют свои социальные контакты для организации и приглашения гостей в Клуб интересных встреч. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА РАБОТЫ В МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ Самоанализ воспитательной работы МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач 25 воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся. Самоанализ воспитательной работы МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» осуществляется по следующим направлениям: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся Критерий: динамика личностного развития обучающихся каждого класса. Способ получения информации: педагогическое наблюдение. Анализ осуществляется классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Вопросы самоанализа: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год? какие проблемы решить не удалось и почему? какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу? Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых Критерий: наличие в школе интересной, насыщенной событиями и личностноразвивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Способы получения информации: беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления; анкетирование обучающихся и их родителей, педагогов, лидеров ученического самоуправления. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Вопросы самоанализа: качество проводимых общешкольных ключевых дел; качество совместной деятельности классных руководителей и их классов; качество организуемой в школе внеурочной деятельности; качество реализации личностно-развивающего потенциала школьных уроков; качество существующего в школе ученического самоуправления; качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений; качество проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов; качество профориентационной работы школы; качество работы школьных медиа; 26 качество организации предметно-эстетической среды школы; качество взаимодействия школы и семей обучающихся. Результатом самоанализа воспитательной работы МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» будет ряд выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в текущем учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на следующий учебный год. 27