Рабочая программа воспитания по ФГОС НОО – 2021

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
ХАСАВЮРТОВСКИЙ РАЙОН
МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева»

РД, 368025, Хасавюртовский район, с.Костек, ул. Школьная №16
Тел: +7(928)8382999 email- kostekchkola@mail.ru
Сайт - https://kostek.dagestanschool.ru/
ИНН 0534024618 ОГРН 1020501766427
Лицензия Р/н 9581 05Л01 №0003993 от 20.03.2021г. бессрочно. видетельство
р/н 6979 05А01 №0001904 до 21.04.2023 // выдано Минобр и науки РД

Утв
ерж
дено приказом
директора от ___.08.2022 № _______
А.А. Алиев_____________

Рассмотрено:
Советом родителей (протокол от 31.08.2022 №1)
Советом обучающихся (протокол от 31.08.2022 №1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
начального общего образования по ФГОС-2021
МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева»
на 2022/23 учебный год

Костек-2022

Программа является компонентом основных общеобразовательных программ образовательной программы начального общего образования, образовательной программы
основного общего образования, образовательной программы среднего общего образования
МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» (далее - школа).
Программа содержит описание основных направлений и инструментов воспитательной
деятельности школы, но не ограничивает весь перечень направлений и инструментов, которые
могут применять школа и педагогические работники.

Раздел 1. Анализ воспитательного процесса в МКОУ
СОШ им. Б.Ш. Бакиева»

«Костекская

Процесс воспитания в МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» основывается
на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
 неукоснительное
соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета
безопасности обучающегося при нахождении в школе;
 ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого
обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
обучающихся и педагогических работников;
 реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников
яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
 организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников
как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
 системность,

целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его

эффективности.
Основные традиции воспитания в МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева»:
 стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогических работников;
 важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение
и коллективный анализ их результатов;
 в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
 в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также
их социальная активность;
 педагогические работники школы ориентируются на формирование коллективов
в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений,
на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
 ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Самоанализ воспитательной деятельности показал, что школе в 2021/22 учебном году
удалось:
2

 повысить уровень учебной мотивации школьников;
 сохранить высокий уровень познавательной активности

школьников на уровне НОО
и повысить его на уровнях ООО и СОО;
 повысить уровень социальной компетентности обучающихся 5–9-х классов;
 повысить уровень ответственности и самостоятельности обучающихся 9–11-х
классов;
 повысить долю обучающихся 9–11-х классов, которые показали сформированность
нравственных ценностей;
В личностном развитии школьников за 2021/22 учебный год отмечается устойчивая
позитивная динамика.
Нерешенными остались такие проблемы, как низкий уровень социальной
компетентности обучающихся уровня НОО, который выражается у отдельных групп учеников
1–4-х классов в виде неумения включаться в работу группы, неумения сотрудничать,
неконструктивного поведения в конфликте, а также низкий уровень владения элементарными
нормами поведения.
Поэтому в 2022/23 учебном году школа планирует особое внимание уделить
формированию социальной компетентности обучающихся уровня НОО, повышению уровня
учебной мотивации, познавательной активности, ответственности и самостоятельности,
сформированности нравственных ценностей обучающихся 5–11-х классов.

Раздел 2. Цель и задачи воспитания обучающихся
Цель: развитие личности обучающихся – создание условий для самоопределения и
социализации обучающихся через формирование социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и привития принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения;
формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Целевые ориентиры, выделяемые в связи с возрастными особенностями обучающихся
уровня НОО:
в гражданско-патриотическом воспитании:
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине – России, ее территории, расположении;
 сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
 понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины – России, Российского государства;
 понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к
ним уважение;
 имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;
 принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности;


в духовно-нравственном воспитании:

3

 уважающий

духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
 сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека;
 доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших;
 умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки;
 владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий;
 сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению;
в эстетическом воспитании:
 способный

воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,

творчестве людей;
 проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре;
 проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве;
в физическом воспитании, формировании культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде;
 владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
 ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
 сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста;

в трудовом воспитании:
 сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
 проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение

к результатам
труда, ответственное потребление;
 проявляющий интерес к разным профессиям;
 участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности;
в экологическом воспитании:
 понимающий

ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду;
 проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
 выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм;
4

в формировании ценности научного познания:
 выражающий

познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
 обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о
науке, научном знании;
 имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта
в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
Задачи:
 реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни образовательной организации;
 вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать
их воспитательные возможности;
 использовать
в воспитании обучающихся возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
 организовывать взаимодействие с семьями обучающихся, их родителями (законными
представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития
обучающихся;
 реализовывать воспитательные возможности основных школьных дел, поддерживать
традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;
 поддерживать деятельность функционирующих на базе образовательной организации
детских общественных объединений и организаций;
 организовывать
для обучающихся внешкольные мероприятия – экскурсии,
экспедиции, походы, реализовывать их воспитательный потенциал;
 организовывать профилактическую деятельность в целях формирования и поддержки
безопасной и комфортной среды;
 развивать
предметно-пространственную среду образовательной организации
и реализовывать ее воспитательные возможности.

Раздел 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности учитывают специфику МКОУ
«Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева», интересы субъектов воспитания, тематику модулей.

Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала урочной деятельности предусматривает:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе
исторического просвещения; подбор соответствующего тематического содержания, текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям
целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в формулировках воспитательных задач
уроков, занятий, освоения учебной тематики, их реализацию в обучении;
 включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в
соответствии с календарным планом воспитательной работы;


5

выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми
ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной
деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая
учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержку
доброжелательной атмосферы;
 организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями,
дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
форме индивидуальных и групповых проектов.


Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных
обучающимися курсов, занятий:
Направление
внеурочной
деятельности (по
виду
основной
деятельности)
Разговоры
важном

о

Описание содержания курсов

Еженедельные информационнопросветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности

Форма организации
курсов внеурочной
деятельности

Час
общения «Разговоры о
важном»

Познавательная
деятельность

Обеспечивают
передачу
социально Функциональная
значимых знаний.
(читательская)
Развивают детскую любознательность.
грамотность
Привлекают внимание школьников к
экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам общества.
Формируют
гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира

Художественное
творчество

Создают благоприятные условия для Вокальная
самореализации детей, раскрытия их творческих «Улыбка»
способностей.
Способствуют
общему
духовнонравственному развитию.
Формируют чувство вкуса и умение ценить
прекрасное.
Формируют ценностное отношение к
культуре
6

студия

Спортивнооздоровительная
деятельность

Техническое
творчество

Способствуют

физическому

развитию Секция «Шашки»
Секция «Шахматы»
Формируют ценностное отношение к Секция «Настольный
своему здоровью.
теннис»
Побуждают к здоровому образу жизни.
Секция «Футбол»
Способствуют формированию силы воли,
ответственности, установок на защиту слабых
детей.

Программа дает ребенку представление о Начальное
технологическом процессе как совокупности техническое
правил, требований; дает возможность овладеть моделирование
различными приемами и способами действий с
бумагой.

Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитания и
социализации обучающихся, предусматривает:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной, тематической
направленности;
 инициирование и поддержку участия класса в общешкольных делах, мероприятиях,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
 организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
 сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения
обучающихся, классные вечера;
 выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в школе;
 изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за
их поведением в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.),
совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные
беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в
которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
 регулярные консультации с
учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение
и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
 проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции
воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к
участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать
обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;


7

организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в
целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
 создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе;
 привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе;
 проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.


Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
 общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными
праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России,
мире;
 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в школе, обществе;
 церемонии награждения обучающихся и педагогов по итогам учебных периодов и
учебного года за участие в жизни школы, достижения в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, вклад в развитие школы, своей местности;
 социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и
педагогами, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности;
 проводимые для жителей поселения, своей местности и организуемые совместно с
семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,
значимыми событиями для жителей поселения;
 разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной направленности;
 вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и
встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,
анализа общешкольных дел;
 наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогами и другими взрослыми.

Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
 общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами школы;
 внешкольные
тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, модулям;
 экскурсии, походы выходного дня в музеи, кинотеатры, драматический театр,
городской парк культуры и отдыха, организуемые в классах классными руководителями, в

8

том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с
привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
 литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся, для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей
науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе
которых
складывается
детско-взрослая
общность,
характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.

Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация
воспитательного
потенциала
предметно-пространственной
среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе:
 оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школы
государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского
государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
 организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
 размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и
исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических,
художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с
изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных
исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства,
военных, героев и защитников Отечества;
 изготовление,
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы
России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры
народов России;
 организацию и поддержание в школе звукового пространства позитивной духовнонравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии,
музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
 разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе
«мест гражданского почитания» в помещениях школы или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов
воинской славы, памятников, памятных досок в школе;
 оформление и обновление «мест новостей», стендов в холле первого этажа,
рекреациях на этажах, содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания,
фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
 популяризацию символики школы – флага и эмблемы школы, логотипа
как элемента костюма обучающихся;
 подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;

9

поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в школе,
доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при школе;
 разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
 создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего
использования свои книги, брать для чтения другие;
 деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их родителями по
благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории;
 разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
 разработку и обновление стендов и инсталляций в рекреациях школы,
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе школы, актуальных вопросах профилактики и безопасности.


Предметно-пространственная среда строится как
обучающихся с особыми образовательными потребностями.

максимально

доступная

для

Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает:
 создание и деятельность в школе, в классах представительных органов
родительского сообщества – родительских активов классов, участвующих в обсуждении и
решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского
сообщества в Управляющем совете школы;
 тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий
обучения и воспитания;
 родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать
уроки и внеурочные занятия;
 работу семейного клуба, предоставляющего родителям, педагогам и обучающимся
площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов
воспитания, приглашением специалистов;
 проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов,
врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий,
обмениваться опытом;
 родительские форумы при интернет-сайте общеобразовательной организации,
интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
 участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в
школе в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
 привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
 целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей, приемных детей.

Модуль «Профилактика и безопасность»

10

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в общеобразовательной
организации предусматривает:
 организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в школе
эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности;
 проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения
безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска
обучающихся по разным направлениям;
 проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимися групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,
конфликтологов,
коррекционных
педагогов,
работников
социальных
служб,
правоохранительных органов, опеки и т. д.);
 разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как
с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия;
 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в школе и в
социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнерами
(антинаркотические, антиалкогольные, против курения; безопасность в цифровой среде;
профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные
молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры; безопасность дорожного
движения; безопасность на воде, безопасность на транспорте; противопожарная безопасность;
гражданская оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);
 организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к
негативным воздействиям, групповому давлению;
 профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия), испытания себя (походы,
спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной,
религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.);
 предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших
обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
 профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально не адаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).

Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
 участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей,
государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
 участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
 проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;

11

открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские,
совместные) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных проблем,
касающихся жизни школы, муниципального образования, региона, страны;
 социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися,
педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.


Модуль «Детские общественные объединения»
Волонтеры «ДоброТворцы», созданное в 2014 году по инициативе обучающихся
и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный
закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Р (Российское) Д (движение) Ш (школьников)
Дружина юных пожарников
Орлята России
Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через:
 утверждение
и последовательную
реализацию
в детском
общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения,
подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных
органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
 организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь
другим людям, своей образовательной организации, обществу в целом; развить в себе такие
качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать
других. Это посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная
работа
с городским
домом
культуры
(проведение
культурно-просветительских
и развлекательных мероприятий);
 договор,
заключаемый между обучающимися и детским общественным
объединением, традиционной формой которого является торжественное обещание (клятва)
при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий
отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного
объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного
объединения;
 клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе и микрорайоне, празднования знаменательных для членов
объединения событий;
 рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников
(проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т. п.);
 поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения
особой символики объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены
детского объединения, создания и поддержки интернет-странички объединения в социальных

12

сетях, организации деятельности пресс-центра объединения, проведения традиционных
огоньков – формы коллективного анализа проводимых объединением дел);
 участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть
как участие обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный
характер, так и постоянная деятельность обучающихся.

Раздел 4. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции школьников МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» решает следующие
воспитательные задачи:



формирование у школьников активной жизненной позиции;
вовлечение школьников в совместную деятельность и активное участие в ней.

В МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» система поощрения социальной
успешности и проявления активной жизненной позиции учеников организована как система
конкурсов, объявляемых в начале учебного года:








«Ученик года»;
«Лидер года»;
«Лучший спортсмен года»;
«Самый классный класс»;
«Учитель года»;
«Самый классный классный»;
«Самый активный родитель».

Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в конкурсах
зафиксированы в соответствующих локальных актах. Фиксация достижений участников
осуществляется в виде портфолио в течение учебного года. Итоги подводятся в конце учебного
года. Обсуждение кандидатур осуществляют педагогический совет и общешкольная
ученическая конференция школы, которые принимают решение о победителях, призерах
и лауреатах конкурсов по итогам голосования.
Ведение портфолио участника конкурса регламентирует соответствующий локальный
акт. Портфолио конкурсанта должно включать:



артефакты признания – грамоты, поощрительные письма, фотографии призов и т. д.;
артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото изделий

и т. д.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш.
Бакиева»:
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о награждении,
проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы положением
о награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом обязательно.
3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов
проводятся один раз в год по уровням образования.
13

4. МКОУ
«Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» использует сочетание
индивидуального и коллективного поощрения для стимулирования групп школьников
к преодолению
межличностных
противоречий
между
получившими
награду
и не получившими ее.
5. Дифференцированность поощрений – поощрения и награды разделены на уровни
и типы наград, что поддерживает стимулирующее действие системы поощрения.
Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева»:






объявление благодарности;
награждение грамотой;
вручение сертификатов и дипломов;
занесение фотографии активиста на доску почета;
награждение ценным подарком.

Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка МКОУ
«Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» осуществляется посредством направления
благодарственного письма.
Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах
награждения размещается на стенде в холлах главного здания школы и ее филиалах, на сайте
школы и ее странице в социальных сетях.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 838-29-99, +7 929 880 72 78

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».