Рабочая программа воспитания по ФГОС ООО – 2021

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
ХАСАВЮРТОВСКИЙ РАЙОН
МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева»
РД, 368025, Хасавюртовский район, с.Костек, ул. Школьная №16
Тел: +7(928)8382999 email- kostekchkola@mail.ru
Сайт - https://kostek.dagestanschool.ru/
ИНН 0534024618 ОГРН 1020501766427
Лицензия Р/н 9581 05Л01 №0003993 от 20.03.2021г. бессрочно. свидетельство р/н
6979 05А01 №0001904 до 21.04.2023 // выдано Минобр и науки РД

Утверждено приказом
директора от ___.08.2022 № _______
А.А. Алиева
Рассмотрено:
Советом родителей (протокол от 31.08.2022 №1)
Советом обучающихся (протокол от 31.08.2022 №1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
основного общего образования по ФГОС-2021
МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева»
на 2022/23 учебный год

Костек-2022

Раздел 1. Анализ воспитательного процесса в МКОУ «Костекская
СОШ им. Б.Ш. Бакиева»
Процесс воспитания в МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» основывается
на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета
безопасности обучающегося при нахождении в школе;
 ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого
обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
обучающихся и педагогических работников;
 реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников
яркими
и содержательными
событиями,
общими
позитивными
эмоциями
и доверительными отношениями друг к другу;
 организация
основных совместных дел обучающихся и педагогических
работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
 системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условие его
эффективности.
Основные традиции воспитания в МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева»:
 стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются основные
школьные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогических работников;
 важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение
и коллективный анализ их результатов;
 в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается
и его
роль
в совместных
делах
(от пассивного наблюдателя
до организатора);
 в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся,
а также их социальная активность;
 педагогические работники школы ориентируются на формирование коллективов
в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений,
на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
 ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Самоанализ воспитательной деятельности показал, что школе в 2021/22 учебном году
удалось:
 повысить уровень учебной мотивации школьников;
 сохранить высокий уровень познавательной активности школьников на уровне
НОО и повысить его на уровнях ООО и СОО;
 повысить уровень социальной компетентности обучающихся 5–9-х классов;
 повысить уровень ответственности и самостоятельности обучающихся 9–11-х
классов;

2

 повысить

долю
обучающихся
9–11-х
классов,
которые
показали
сформированность нравственных ценностей;
В личностном развитии школьников за 2021/22 учебный год отмечается устойчивая
позитивная динамика.
Нерешенными остались такие проблемы, как низкий уровень социальной
компетентности обучающихся уровня НОО, который выражается у отдельных групп
учеников 1–4-х классов в виде неумения включаться в работу группы, неумения
сотрудничать, неконструктивного поведения в конфликте, а также низкий уровень владения
элементарными нормами поведения.
Поэтому в 2022/23 учебном году школа планирует особое внимание уделить
формированию социальной компетентности обучающихся уровня НОО, повышению уровня
учебной мотивации, познавательной активности, ответственности и самостоятельности,
сформированности нравственных ценностей обучающихся 5–11-х классов.

Раздел 2. Цель и задачи воспитания обучающихся
Цель: развитие личности обучающихся – создание условий для самоопределения и
социализации обучающихся через формирование социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и привития принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения; формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Целевые ориентиры, выделяемые в связи с возрастными особенностями
обучающихся уровня ООО:
в гражданском воспитании:
 знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;
 понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания;
 проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
 проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей;
 выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе;
 принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности;
в патриотическом воспитании:
 сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру;
 проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране;
 проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа, других народов России;
3

 знающий

и уважающий достижения нашей Родины – России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности;
 принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности;
в духовно-нравственном воспитании:
 знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом национальной,
религиозной принадлежности);
 выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков;
 выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
 сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий;
 проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения
и воспитания детей;
 проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества;
в эстетическом воспитании:
 выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве;
 проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на
поведение людей;
 сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве;
 ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве;
в физическом воспитании, формировании культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде;
 выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность);
 проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья;
 умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
 способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям;
4

в трудовом воспитании:
 уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
 проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
 сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе;
 участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
 выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов,
потребностей;
в экологическом воспитании:
 понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества;
 сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
 ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
 участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности;
в формировании ценности научного познания:
 выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
 ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
 развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде);
 демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Результаты воспитания, демонстрирующие адаптацию обучающихся к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
 способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
 способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
5

 навык

выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний,
в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях,
в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний
и компетентностей, планировать свое развитие;
 умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач
(далее –
оперировать
понятиями),
а также
оперировать
терминами
и представлениями в области концепции устойчивого развития;
 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
 способность
обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;
 воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
 оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
 формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
 быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Задачи:
 реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни образовательной
организации;
 вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
 использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
 организовывать взаимодействие с семьями обучающихся, их родителями
(законными представителями), направленное на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся;
 реализовывать
воспитательные возможности основных школьных дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
 поддерживать деятельность функционирующих на базе образовательной
организации детских общественных объединений и организаций;
 организовывать для обучающихся внешкольные мероприятия – экскурсии,
экспедиции, походы, реализовывать их воспитательный потенциал;
 организовывать профилактическую деятельность в целях формирования и
поддержки безопасной и комфортной среды;
 развивать предметно-пространственную среду образовательной организации и
реализовывать ее воспитательные возможности;
 поддерживать деятельность функционирующих в школе органов школьного и
классного ученического самоуправления;
 организовать и поддерживать социальное партнерство с учреждениями
образования, культуры, городскими предприятиями в соответствии с договорами о
сотрудничестве по организации и проведению отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы;
6

 организация

деятельности
самоопределения школьников.

школы

по

обеспечению профессионального

Раздел 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности учитывают специфику
МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева», интересы субъектов воспитания, тематику
модулей.

Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала урочной деятельности предусматривает:
 максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего тематического содержания,
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям
целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в формулировках воспитательных
задач уроков, занятий, освоения учебной тематики, их реализацию в обучении;
 включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в
соответствии с календарным планом воспитательной работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие
на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержку
доброжелательной атмосферы;
 организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
 инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в
форме индивидуальных и групповых проектов.

7

Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных обучающимися курсов, занятий:
Направление
Описание
внеурочной
деятельности курсов
(по виду
основной
деятельности)
Разговоры о важном

Познавательная
деятельность

Художественное
творчество

Проблемно-ценностное
общение

содержания

Форма
организации курсов
внеурочной
деятельности

Еженедельные
Час
общения
информационно-просветительские «Разговоры о важном»
занятия
патриотической,
нравственной и экологической
направленности
Обеспечивают
передачу
социально значимых знаний.
Развивают
детскую
любознательность.
Привлекают
внимание
школьников
к экономическим,
политическим,
экологическим,
гуманитарным
проблемам
общества.
Формируют
гуманистическое мировоззрение
и научную картину мира

Функциональная
(читательская)
(естественно-научная)
грамотность

Создают
благоприятные
условия
для
самореализации
детей, раскрытия их творческих
способностей.
Способствуют
общему
духовно-нравственному развитию.
Формируют чувство вкуса
и умение ценить прекрасное.
Формируют
ценностное
отношение к культуре

Вокальная
«Улыбка»

Клуб
Англию»

«Познаем

Клуб
«Знатоки
математики»
Клуб «Искусственный
интеллект»
студия

«Школьный театр»
Литературный
клуб
«Родные рифмы»

Развивают
Дискуссионный
коммуникативные
компетенции клуб «Час правды»
школьников.
Цикл
уроков
Формируют
культуру «Разговоры
о
общения.
главном»
Развивают умение слушать
и слышать других, уважать чужое
мнение
и отстаивать
свое
собственное, терпимо относиться
8

к разнообразию взглядов людей
Туристскокраеведческая деятельность

Формируют
любовь
Краеведческий
к своему краю, его истории, кружок «Истоки»
культуре, природе.
Развивают
самостоятельность
и ответственность учеников.
Формируют
навыки
самообслуживания

Спортивнооздоровительная деятельность

Способствуют физическому
развитию детей.
Формируют
ценностное
отношение к своему здоровью.
Побуждают
к здоровому
образу жизни.
Способствуют
формированию
силы
воли,
ответственности,
установок
на защиту слабых

Трудовая
деятельность/техническое
творчество

Развивают
творческие Технология
способности школьников.
Роботехника

Секция «Волейбол»
Секция «Баскетбол»
Секция «Настольный
теннис»
Секция «ШахИмат»
Секция «Футбол»
Секция
«Легкая
атлетика»

-

Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитания
и социализации обучающихся, предусматривает:
 планирование
и проведение классных часов целевой воспитательной,
тематической направленности;
 инициирование и поддержку участия класса в общешкольных делах,
мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении
и анализе;
 организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения;
 сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней
рождения обучающихся, классные вечера;
 выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в школе;
 изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за
их поведением в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
9

нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.),
совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные
беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в
которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
 регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение
и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
 проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
 организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в
целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями,
администрацией;
 создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе;
 привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе;
 проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.

Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
 общешкольные
праздники,
ежегодные
творческие
(театрализованные,
музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России,
мире;
 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в школе, обществе;
 церемонии награждения обучающихся и педагогов по итогам учебных периодов и
учебного года за участие в жизни школы, достижения в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, вклад в развитие школы, своей местности;
 социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и
педагогами, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности;
 проводимые для жителей поселения, своей местности и организуемые совместно с
семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,
значимыми событиями для жителей поселения;
 разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной направленности;
10

 вовлечение

по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за
приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
 наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогами и другими взрослыми.

Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий
предусматривает:
 общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами школы;
 внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, модулям;
 экскурсии, походы выходного дня в музеи, кинотеатры, драматический театр,
городской парк культуры и отдыха, организуемые в классах классными руководителями, в
том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся, с
привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
 литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся, для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей,
деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.

Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе:
 оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школы
государственной символикой РФ, субъекта РФ, муниципального образования (флаг, герб),
изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней
истории, исторической символики региона;
 организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) Государственного флага
Российской Федерации;
 размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и
исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических,
художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными
обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона,
11

России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания,
портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
 изготовление,
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы
России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной
культуры народов России;
 организацию и поддержание в школе звукового пространства позитивной духовнонравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонкимелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской
Федерации;
 разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе
«мест гражданского почитания» в помещениях школы или на прилегающей территории
для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;
мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок в школе;
 оформление и обновление «мест новостей», стендов в холле первого этажа,
рекреациях на этажах, содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию
позитивного
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного
содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся
и т. п.;
 популяризацию символики школы – флага и эмблемы школы, логотипа как
элемента костюма обучающихся;
 подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в школе,
доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при школе;
 разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
 создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего
использования свои книги, брать для чтения другие;
 деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их родителями по
благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории;
 разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
 разработку и обновление стендов и инсталляций в рекреациях школы,
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе школы, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Модуль
«Взаимодействие
представителями)»

с

родителями

(законными

Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает:

12

 создание

и деятельность в школе, в классах представительных органов
родительского сообщества – родительских активов классов, участвующих в обсуждении и
решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского
сообщества в Управляющем совете школы;
 тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий
обучения и воспитания;
 родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать
уроки и внеурочные занятия;
 работу семейного клуба, предоставляющего родителям, педагогам и обучающимся
площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов
воспитания, приглашением специалистов;
 проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации
психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских
религий, обмениваться опытом;
 родительские форумы при интернет-сайте общеобразовательной организации,
интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
 участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в
школе в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
 привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
 целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся
без попечения родителей, приемных детей.

Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в школе
предусматривает:
 организацию и
деятельность органов ученического самоуправления –
ученического совета школы, ученических советов классов, избранных обучающимися;
 представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в
процессе управления школой;
 защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
 участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы;
 участие представителей органов ученического самоуправления обучающихся в
анализе воспитательной деятельности в школе.

Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в общеобразовательной
организации предусматривает:
13

 организацию

деятельности педагогического коллектива по созданию в школе
эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности;
 проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп
риска обучающихся по разным направлениям;
 проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимися групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и т. д.);
 разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу
как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию
межведомственного взаимодействия;
 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в школе и в
социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнерами
(антинаркотические, антиалкогольные, против курения; безопасность в цифровой среде;
профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные
молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры; безопасность дорожного
движения; безопасность на воде, безопасность на транспорте; противопожарная
безопасность; гражданская оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская
безопасность и т. д.);
 организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
 профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению,– познания (путешествия), испытания себя
(походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе
профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.);
 предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших
обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
 профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально не адаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).

Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
 участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные
мероприятия и т. п.);
 участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
 проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
14

 открытые

дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские,
совместные) с представителями организаций-партнеров для обсуждения актуальных
проблем, касающихся жизни школы, муниципального образования, региона, страны;
 социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнерами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.

Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы школы
предусматривает:
 проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
 профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
 организацию на базе детского лагеря при школе профориентационных смен с
участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с
профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или
иной профессии, развить соответствующие навыки;
 совместное
с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
 индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими
будущей профессии;
 освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента об
участниках образовательных отношений, внеурочной деятельности или в рамках
дополнительного образования.

Модуль «Детские общественные объединения»
Волонтеры «ДоброТворцы», созданное в 2014 году по инициативе обучающихся
и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,

15

указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой
Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

является

Юный инспектор дорожного движения.
Р (Российское) Д (движение) Ш (школьников)
Дружина юных пожарников
Юнармия
РИМ – Российская Интеллектуальная Молодежь
Орлята России
Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через:
 утверждение

и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения,
подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных
органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
 организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на
помощь другим людям, своей образовательной организации, обществу в целом; развить в
себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться,
слушать и слышать других. Это посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым
людям; совместная работа с городским домом культуры (проведение культурнопросветительских и развлекательных мероприятий);
 договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным
объединением, традиционной формой которого является торжественное обещание (клятва)
при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий
отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного
объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного
объединения;
 клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе и микрорайоне, празднования знаменательных для членов
объединения событий;
 рекрутинговые
мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него
новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т. п.);
 поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения
особой символики объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены
детского объединения, создания и поддержки интернет-странички объединения в
социальных сетях, организации деятельности пресс-центра объединения, проведения
традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых объединением дел);
16

 участие

членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может
быть как участие обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят
масштабный характер, так и постоянная деятельность обучающихся.

Раздел 4. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции школьников МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» решает следующие
воспитательные задачи:
 формирование у школьников активной жизненной позиции;
 вовлечение школьников в совместную деятельность и активное участие в ней.
В МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» система поощрения социальной
успешности и проявления активной жизненной позиции учеников организована как система
конкурсов, объявляемых в начале учебного года:
 «Ученик года»;
 «Лидер года»;
 «Лучший спортсмен года»;
 «Самый классный класс»;
 «Учитель года»;
 «Самый классный классный»;
 «Самый активный родитель».
Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в конкурсах
зафиксированы в соответствующих локальных актах. Фиксация достижений участников
осуществляется в виде портфолио в течение учебного года. Итоги подводятся в конце
учебного года. Обсуждение кандидатур осуществляет педагогический совет и общешкольная
ученическая конференция школы, которые принимают решение о победителях, призерах
и лауреатах конкурсов по итогам голосования.
Ведение портфолио участника конкурса регламентирует соответствующий локальный
акт. Портфолио конкурсанта должно включать:
 артефакты признания – грамоты, поощрительные письма, фотографии призов
и т. д.;
 артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото изделий
и т. д.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МКОУ «Костекская СОШ им.
Б.Ш. Бакиева»:
1. Публичность
поощрения –
информирование
всех
учеников
школы
о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа
школьников.
2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы положением
о награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом
обязательно.
3. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов
проводятся один раз в год по уровням образования.
4. МКОУ
«Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» использует сочетание
индивидуального и коллективного поощрения для стимулирования групп школьников
17

к преодолению
межличностных
противоречий
между
получившими
награду
и не получившими ее.
5. Дифференцированность поощрений – поощрения и награды разделены на уровни
и типы наград, что поддерживает стимулирующее действие системы поощрения.
Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся МКОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева»:
 объявление благодарности;
 награждение грамотой;
 вручение сертификатов и дипломов;
 занесение фотографии активиста на доску почета;
 награждение ценным подарком.
Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка МКОУ
«Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» осуществляет посредством направления
благодарственного письма.
Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах
награждения размещается на стенде в холлах главного здания школы и ее филиалах, на сайте
школы и ее странице в социальных сетях.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 838-29-99, +7 929 880 72 78

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».