Программа воспитания.pdf

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
ХАСАВЮРТОВСКИЙ РАЙОН
МБОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева»
РД, 368025, Хасавюртовский район, с.Костек, ул. Школьная №16
Тел: +7(928)8382999 email- kostekchkola@mail.ru
Сайт - https://kostek.dagestanschool.ru/
ИНН 0534024618
ОГРН 1020501766427
Лицензия Р/н 9581 05Л01 №0003993 от 20.03.2021г. бессрочно. видетельство
р/н 6979 05А01 №0001904 до 21.04.2023 // выдано Минобр и науки РД

Утверждена приказом
директора от 30.08.2021 № 486
Рассмотрено
Советом родителей (протокол от 28.04.2021 №1)
Советом обучающихся (протокол от 28.04.2021 №1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
МБОУ «Костекская СОШ им.
Б.Ш. Бакиева»

Костек-2021

Настоящая рабочая программа воспитания (далее - Программа) разработана с учетом
примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического
объединения по общему образованию(протокол от 22 июня 2020 г. № 2).
Программа является компонентом основных общеобразовательных программ образовательной программы начального общего образования, образовательной программы
основного общего образования, образовательной программы среднего общего образования
МБОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» (далее - школа).
Программа содержит описание основных направлений и инструментов воспитательной
деятельности школы, но не ограничивает весь перечень направлений и инструментов, которые
могут применять школа и педагогические работники.
1.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в МБОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
• неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
• ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
• реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
• содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
• организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
• системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в МБОУ «Костекская СОШ им. Б.Ш. Бакиева» с.
Костек являются следующие
•
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
•
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение ,коллективный анализ их результатов;
•
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
•
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
школьников, а также их социальная активность;
•
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в
них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
•
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания - личностное развитие школьников,
проявляющееся:
• в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
• в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
• в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем
уровням общего образования:
1.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний- знаний основных норм и традиций того
общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного
возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе
- статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям
данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции
задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции
поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений
школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и дальнейшем, в
подростковом и юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой);
уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе;
подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоемы);
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то
непохожим на других ребят;

уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и
действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного
развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели,
его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя
как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте
особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для
развития социально значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения
школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы
опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению
школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом,
опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
опыт природоохранных дел;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества;
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого
самовыражения; опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели
воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной
возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения,
смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать
свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать
решение следующих основных задач:
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа
в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы,
так и на уровне классных сообществ;
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
организовывать профориентационную работу со школьниками;
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор
календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию
происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых
педагогами для детей.
Примерами ключевых дел, реализуемых в школе, являются:
«День знаний» - торжественная линейка, посвященная дню знаний,
«День учителя» - праздничный концерт, день самоуправления,
«Осенний бал»,
«Новогодний серпантин»,
Вечер встречи выпускников,
День Защитника Отечества - праздничная программа,
Конкурс «Ученик года»,
Военно-спортивная игра «Зарница»,
Международный Женский день 8 Марта - праздничный концерт,
Фестиваль «Зажигаем звезды»,
«Память, за собою позови...» - литературно-музыкальная программа посвященная Дню
Победы,
«Последний звонок» - торжественная линейка,
«День детства» - мероприятие, посвященное международному Дню защиты детей.
Методика организации и проведения ключевых школьных дел
Основу организация и проведения ключевых общешкольных дел составляет методика
КТД (коллективных творческих дел).
Методика КТД включает следующие этапы:
1) Предварительная работа. Обсуждение проблем, существующих в коллективе,
педагогических целей и задач. Что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет
участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором?
2) Коллективное планирование. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все
варианты КТД. Один из вариантов отбирается для осуществления или на базе нескольких
предложений КТД создается сводный проект. Затем выбирается совет дела из представителей
каждого первичного коллектива.
3) Коллективная подготовка. Совет дела, опираясь на предложения первичных
коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет
поручения между первичными коллективами, а затем руководит выполнением задуманного.
4) Проведение дела. Этап включает в себя приготовление перед началом КТД, само
проведение дела и его завершение (подведение итогов).
5) Коллективный анализ. Проведенное дело обсуждается на общем сборе, причем
каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а
затемобязательно вносит свои предложения на будущее.
6) Ближайшее последствие. Коллективное осуществление тех предложений, которые
были- высказаны на итоговом сборе.
Основные формы и виды деятельности.
На внешкольном уровне:
социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
3.

школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума;
открытые дискуссионные площадки - регулярно организуемый комплекс открытых
дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые
приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти,
общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные,
социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны;
проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся
спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают
возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную
заботу об окружающих;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
На школьном уровне:
Общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
«День знаний»
«День учителя»
«Осенний бал»
«Новогодний серпантин»
Вечер встречи выпускников
«Последний звонок
Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных
статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей.
«Посвящение в первоклассники»,
«Посвящение в ряды Российского движения школьников».
Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности
детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
Номинации:
«Надежда года» - призеры и победители Всероссийской олимпиады школьников;
«Спортивная надежда» - участие и достижения в спорте;
«Заявка на успех» - участие и достижения в творчестве;
«Наставник года» - педагогическим работникам;
«Признание» - за особый вклад в развитие школы (родители, педагоги, социальные
партнеры);
«Лучший класс» - учитывается активность участия класса в мероприятиях, конкурсах;
достижения);
«Ты лучший» - за раскрытие и яркое проявление творческих способностей,
достижение отличных результатов в учебе, активное участие в общественной жизни школы;
«Первые шаги» -для учащихся 1 класса;
На уровне классов:
выдвижение предложений от классов по тематике, содержанию ключевых
общешкольных дел;
создание на уровне классов инициативных групп по проведению отдельных
общешкольных ключевых дел;
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
обучение (проведение тренингов, мастер-классов, семинаров) участию в
общешкольных ключевых делах, требующих специальных знаний и умений (волонтерские,
добровольческие проекты, экологические проекты, художественно-творческие проекты,
многодневные сборы, походы, военно-спортивные игры и т.п.);
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу
с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом.
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них обучающихся с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с
другой, - установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для
них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Классные дела:
Проведение классных вечеров
Разработка и реализация социальных проектов (разделить по возрастам)
Просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, передач;
Посещение театров, музеев, выставок
Коллективное посещение спортивных соревнований
Посещение производственных предприятий, научных, образовательных организаций
Организация праздников
Встречи с выпускниками
Организация выполнения общественно-полезной работы каждым обучающимся
Проведения диспутов по актуальным проблемам нравственно-этического содержания
Подготовка и проведении бесед: «О любви, верности и дружбе», «О
принципиальности и искренности», «О чистоте мысли и бескорыстии поступка»
Участие в общественно полезном труде в помощь школе.
Участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся,
заботе о животных, живых существах, природе
Проведение сюжетно-ролевых игр
Проведение творческих конкурсов внутри класса

Проведение спортивных соревнований
Проведение краеведческой, поисковой работы
Организация бесед с школьным психологом, медицинскими работниками
Создание актива класса (детского актива)
Создание временных органов самоуправления
Создание игровых форм самоуправления - модели детской республики, сказочной
страны детства, города знатоков и т.п.
Озеленение класса
Организация работы экологических патрулей.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности
ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления
школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения.
сплочение коллектива класса через:
игры и тренинги на сплочение и командообразование;
однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие
в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы,
творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера,
дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни
класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися.
профилактика асоциального поведения
ведение системы учета детей, семей групп социального риска, реализацию
специальных программ профилактической работы с ними;
реализация профилактических программ для детей группы риска, обеспечение подростков информацией об опасных последствиях алкоголизма, наркомании, курения,
«внедрения» упражнений и заданий, развивающих навыки ответственного отношения к
здоровью и исключающих рискованное поведение, наносящее вред здоровью и социальному
благополучию;
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение
за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями обучающихся, учителями-предметниками, а также (при
необходимости) - со школьным психологом;
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками,
выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства,
успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в
задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе
анализируют свои успехи и неудачи;
коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями - предметниками в классе
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников
по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между
учителями-предметниками и обучающимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся,
увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей,
о жизни класса в целом;
помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных
на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через: вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития
социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций; поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит
врамках следующих выбранных школьниками ее видов .
Спортивно - оздоровительное направление реализуется через посещение спортивных
секций, Дней Здоровья и других спортивных соревнований, проведение бесед по охране
здоровья, применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед
уроками, динамические паузы и прогулки в начальной школе, участие в спортивных
соревнованиях, работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания. Спортивнооздоровительное направление внеурочной деятельности создает условие для полноценного
физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую
культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и
физической культуре. «Динамическая пауза» «Азбука безопасности» «Подвижные игры»
«Мини-гольф»
«Стрелы Робин Гуда»
Духовно-нравственное направление реализуется через этические беседы тематические
диспуты, проблемно-ценностные дискуссии. Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки

мужества, посещение школьного музея. Выставки рисунков. Подготовка к участию в
военно-спортивной игре «Зарница», смотры строя и песни. Целью этого направления является
освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к
самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического
мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в
жизненной практике.
«Уроки нравственности»
«Рассказы по истории Самарского края»
«История Самарского края»
Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить
разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную
активность, любознательность. Данное направление решает такие задачи, как формирование
навыков научно-интеллектуального труда, развитие культуры логического и
алгоритмического мышления, воображения, овладение навыками универсальных учебных
действий у обучающихся на ступени начального общего образования, обогащение словарного
запаса учащихся научными понятиями, формирование у детей мировоззрения,
функциональной грамотности. Реализуется через такие формы как предметные недели,
библиотечные уроки, конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые,
проектная деятельность, участие в научно-исследовательских конференциях, разработка
проектов к урокам.
«Логические задачи...»
«Я-исследователь»
«Секреты орфографии»
«Умники и умницы»
«Математическая шкатулка»
«Эрудит»
«Функциональная грамотность»
«Робототехника»
Общекультурное направление ориентирует детей на доброжелательное, бережное,
заботливое отношение к миру, развитие у ребенка эмоциональной сферы, творческих
способностей, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств,
формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. Реализуется через
организацию выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся, проведение
тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи,
участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы,
района, области.
Театр «Рукавичка»
«Веселые нотки»
«Волшебный мир книги»
«Прекрасное рядом»
Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы
деятельности: игровые, трудовые умения, развить активность и пробудить стремление к
самостоятельности и творчеству. Формирует чувство ответственности за свои поступки и
уверенности в своих силах, формирование таких ценностей, как познание. Истина,
целеустремленность, разработка и реализация детьми учебных проектов. Данное направление
реализуется через проведение субботников, работа на пришкольном участке, разведение
комнатных растений и уход за ними.
«Разговор о правильном питании»
«Музейная деятельность»
РДШ
«Юнармия»
«Информационная безопасность»
«Нравственные основы семейной жизни
«Предпрофиль»

3.4. Модуль «Школьный урок»
Обучение является средством воспитания.
В свою очередь, воспитание, формируя такие качества личности обучающегося как
целеустремленность, ответственность, любознательность, дисциплинированность,
настойчивость повышает эффективность обучения.
Воспитание должно «играть» на обучение, а правильно организованное обучение
должно решать задачи воспитания.
Полноценное раскрытие воспитательных возможностей урока требует специальной
работы учителя на этапах:
а) подготовки к уроку;
б) проведения урока;
в) самоанализа урока.
При подготовке к уроку учитель:
планирует личностные результаты урока;
1) выделяет образно-эмоциональный центр урока;
2) отбирает в содержании учебных предметов воспитательно значимые компоненты:
примеры подлинной нравственности, патриотизма / служения Родине, духовности,
гражданственности, гуманизма;
- примеры научного подвига;
- факты о жизненной позиция и человеческих качества ученых, писателей
художников, композиторов, исторических деятелей;
- мировоззренческие идеи;
- материал, формирующий мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к
природе.
3) планирует воспитательный эффект используемых форм, методов, приемов,
средств обучения.
При проведении урока учитель осуществляет воспитание средствами:
1) создания условий для активной, эмоционально-окрашенной деятельности
учащихся на уроке;
2) формирования эмоционально-ценностного (личностного) отношения к
усваиваемому учебному материалу
- оптимального сочетания различных методов обучения: репродуктивных методов
(воспитание организованности, исполнительности, ответственности);
- методов организации познавательной самостоятельности и активности
(воспитание творческого начала, формирование познавательного интереса);
3) сочетания различных форм обучения:
- групповая форма (воспитание умения достигать взаимопонимания, сотрудничать
для достижения общих результатов; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; освоение социальных норм,
правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах )
- индивидуальная форма (воспитание трудолюбия, настойчивости, упорства,
самостоятельности, аккуратности, ответственности, умений трудиться, преодолевать
сложности, формирование у обучающегося понимания важности опоры на свои силы);
4) использования воспитательной функции оценки
5) рационализации использования времени на уроке (воспитание внутренней
организованности, собранности, дисциплинированности);
Учитель использует воспитательные возможности урока, опираясь на следующее:
- обучение на высоком уровне трудности через постепенное наращивание
трудностей (воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли,
умений трудиться);
- создание ситуации успеха, в особенности - для обучающихся, имеющих низкие
образовательные результаты / имеющих затруднения в обучении;
- создание на уроке здоровой, мажорной, доброжелательной атмосферы;
- поощрение, поддержка инициативы и усилий ребенка в познавательной

деятельности.
Воспитывающим фактором является высокая квалификация учителя, его
ответственное отношение к своей работе.
Само пространство класса, внешний вид учителя, его речь, стиль общения должны
являть собой образцы современной культуры.
Задачи воспитания решатся на каждом уроке и средствами всех учебных предметов.
Вместе с тем, можно говорить об определенной «воспитательной» специализации учебных
предметов.
Мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе помогает
сформировать изучение предметных областей «Естественнонаучные предметы» и
«Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Реализация задач развития эстетического сознания обучающихся возлагается, прежде
всего, на уроки предметной областей «Филология», «Искусство»
Задача по формированию целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, решается всеми учебными
предметами, но в первую очередь - на уроках предметных областей «Общественно-научные
предметы», «Естественнонаучные предметы».
Урок имеет воспитывающий характер, если он формирует у обучающихся
познавательный интерес. Такой интерес стимулируют:
- новизна учебного материала, демонстрация новых граней ранее изученного
материала, показ достижений современной науки, анализ практической роли знаний;
- многообразие самостоятельных работ и сменяемость их форм, проблемность,
исследовательский подход, творческие работы, практические работы;
- эмоциональный тонус познавательной деятельности учащихся, педагогический
оптимизм учителя, соревнование.
Воспитательные возможности урока заключены не только в содержании, но и в
способах, формах деятельности учителя и обучающихся на уроке.
Формы обучения (работа в коллективе сверстников) включает школьников в
отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи,
формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к
окружающим людям. Групповая форма работы позволяет развивать качества как
«теоретика», так и «экспериментатора»; как лидера, так и ведомого; как проверяющего, так и
проверяемого. Необходимо сочетание индивидуальных, групповых и парных форм работы.
Усиление воспитывающего потенциала обучения достигается применением необычных
уроков: урок-размышление, урок-праздник, научно-практические
конференции, дидактические и эстетические спектакли, суд над негативными
явлениями, уроки по заявкам и т. п.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей
к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
1.5. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и
консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб
школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационные значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника
к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд
на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и в
непрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
1.
Циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
2.
Профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в
которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той
или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
3.
Посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних
специальных учебных заведениях и вузах;
4.
Совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн
курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
5.
Участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие вмастер классах,
посещение открытых уроков;
6.
Экскурсии на предприятия и в организации;
7.
индивидуальные и групповые консультации педагога-психолога для обучающихся
и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, задатков и
иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе
выбора ими профессии;
8.
Освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов
дополнительного образования;

Профориентационная работа в школе концентрируется
вокруг
создания
профориентационных событий. Ежегодно составляется календарь профориентационных
событий, являющий частью календарного плана воспитательной работы.
Изучение мира профессий осуществляется по следующим направлениям:
Информационные технологии.
Информационная безопасность.
Компьютерная графика.
Цифровая гигиена.
IT - Профессии.
Основы медицины.
Педагогика
Педагогическое начало.
Профессия - библиотекарь.
Путешествие в кулинарию.
Важной составляющей профориентационной работы является сотрудничество с
базовыми предприятиями и организациями.
Одной из форм профориентационной работы является проведение в школе предметных
недель.
Особенности профориентационной деятельности на каждом уровне образования
выражены ее ключевой идей:
Для школьников 1-4 классов:
«Совершите свое первое путешествие в мир многообразия профессий»
Для школьников 5-8 классов:
«Узнайте больше о своих склонностях и способностях, а также совершите свои первые
профессиональные пробы»
Для школьников 9-11 классов:
«С помощью экспертов совершите свой осознанный выбор будущей профессиональной
деятельности и знакомьтесь с работой специалистов разных сфер»;
Для взрослых участников системы профориентации:
Для педагогов:
«Изучайте передовой опыт и посещайте семинары, которые помогут выстроить
правильный профориентационной маршрут для Вашего класса»;
Для родителей
«Узнавайте про профессии будущего и разнообразие траекторий развития Вашего
ребенка»;
В школе установлена практика создания и реализация планов профориентационной
работы классов.
Реализуются профориентационные проекты:
проект «Смотри и пробуй» (профессиональные пробы);
проект « В мире профессий» (профессиональное просвещение)
проект «Ступени к будущей профессии» (комплексный проект профориентационной
работы для учащихся 9-11-х классов).
Виды и формы профориентационной работы:
•
циклы профориентационных классных часов с 5 по 11 классы, направленных на
подготовку обучающихся к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
•
профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в
которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания
обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках
той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;
•
экскурсии учащихся 7-9 классы», дающие старшеклассникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих
различные отрасли; - посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней
открытых дверей в организациях профессионального образования (ВУЗы и ССУЗы);

•
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования («Онлайн-тесты по
профориентации Тестометрика», центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии
«Профориентатор» и др.);
•
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах,
посещение открытых уроков («ПроеКТОриЯ»).
•
индивидуальные и групповые консультации педагога-психолога для обучающихся
и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, задатков и
иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе
выбора ими профессии;
•
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов
дополни-тельного образования;
На завершающем этапе профориентационной работы (в 9-11 кл.) ключевую роль в
правильном выборе профессии играет эффективная организация пред профильной подготовки и
профильного обучения. В школе созданы цифровой, естественнонаучный, технический и
гуманитарный профили. Перечень профилей может меняться, исходя из запросов обучающихся,
родителей (законных представителей), появления новых востребованных профессий и
специальностей.
Модуль 3.7. «Экскурсии»
Приоритетными направлениями работы в рамках этого модуля являются организация
проектно-исследовательской деятельности обучающихся по освоению культурного потенциала
Дагестана, его исторического наследия; изучение жизни выдающихся людей - жителей района,
вклада представителей различных народов в создание единого культурного облика Дагестана.
Основные цели экскурсионной деятельности школы:
•
формирование отношения к основным общечеловеческим ценностям: семья, труд,
человек, природа;
•
формирование патриотических чувств к родному краю;
•
эстетическое и нравственное воспитание обучающихся;
•
профориентация;
•
формирование научного мировоззрения;
•
получение дополнительных знаний в области науки и культуры, развитие общей.
Производственные экскурсии
Основное назначение данных экскурсий - знакомство с характером местного
производства, с основными хозяйственными предприятиями и организациями города и области.
В процессе экскурсий у учащихся формируется представление об основных профессиях,
воспитывается уважение к людям, занятым в сфере материального и нематериального
производства. Экскурсии на производство также носят профориентационной характер,
помогают сделать осознанный выбор профиля обучения в старшей школе и будущей профессии.
•
«Хлеб всему голова» (посещение пекарни)
•
«Тили-бом загорелся кошкин дом» (посещение пожарной части)
Исторические и литературно-исторические экскурсии
Большое значение в воспитательной работе школы имеют экскурсии по историческим и
литературно-историческим местам, расположенным как в пределах Хасавюртовского района,
так и в республике. Данные экскурсии способствуют не только развитию познавательного
интереса, расширению кругозора детей в рамках учебных предметов: история, обществознание,
литература, но и способствуют патриотическому и эстетическому воспитанию.
•
«Память поколений»
Формированию чувства патриотизма и любви к своей «малой родине» способствует
широкий спектр экскурсий краеведческой направленности. Многие экскурсии реализуются в
рамках изучения предмета «История Самарского края» и программы внеурочной деятельности:
«Я-исследователь». Материал краеведческих экскурсий активно

используется учащимися школы в своей исследовательской и проектной деятельности:
•
«Историко-краеведческий музей имени А.А. Алиева»
Результаты реализации экскурсионной деятельности в школе предполагают три уровня
освоения: приобретение детьми социальных знаний об устройстве общества; формирование
отношения к базовым ценностям общества: человек, семья, природа, знания, труд; получение
опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.
3.7. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными
представителями учащихся обеспечивает формирование и развитие психологопедагогической
компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и
консультирования. Работа с родителями или законными представителями учащихся в
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.
На групповом уровне:
родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми,
проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в школе;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
родительский всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и
обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
индивидуальные консультации родителей (законных представителей) учащихся со
специалистами, педагогами, администрацией школы c целью координации совместных усилий
педагогов и родителей по вопросам воспитания и образования.
организация деятельности консультационного пункта с целью повышения
компетентности родителей (законных представителей) учащихся, получающих образование в
форме семейного, обучающихся на дому, детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья в вопросах обучения и воспитания. Предоставления им услуг
психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по направлениям:
профессиональная ориентация, социализация, прохождение ГИА, профилактика девиантного
поведения; образование детей с ОВЗ, инвалидностью; семейная форма образования;
дополнительное образование детей; обучение ребенка на дому.
организация индивидуальной профилактической работы в отношении
несовершеннолетних семей, находящихся в социально опасном положении: своевременное
выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в СОП; социальнопедагогическую
реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в СОП, и (или) предупреждение совершения
ими и в их отношении преступлений, правонарушений или антиобщественных действий.
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями

школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм:
3.8. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение - это добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых,
объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в
уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). В школе создано первичное
отделение РДШ.
Российское движение школьников (РДШ) — Общероссийская общественногосударственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на
воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а
также организацию досуга и занятости школьников.
РДШ как общественно-государственная детско-юношеская организация для всех
школьников страны является важной составляющей системы воспитания образовательной
организации в части воспитания высоконравственных, социально успешных граждан. 29 октября
2015 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ №
536 «О создании общероссийской общественно-государственной
детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Деятельность первичного отделения РДШ предполагает взаимодействие с тремя
целевыми группами:
обучающимися (из всех участников отделения создается совет РДШ, в который
входят по 5 человек от каждого направления);
педагогическим сообществом (старшая вожатая, классные руководители,
заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, педагоги- руководители
кружков и секций, библиотекарь, администрация образовательной организации);
родителями обучающихся.
Также в нашей школе создан юнармейский отряд «Сокол».
Цель создание отряда: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как
важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее
профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в
различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней,
видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях
мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Задачи:
1.
Воспитание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и
независимости, защита Отечества.
2.
Допризывная подготовка молодежи к дальнейшему прохождению воинской
службы в рядах Российской армии.
3.
Повышение престижа военной службы.
4.
Пропаганда здорового образа жизни, популяризация прикладных видов спорта.
Направления работы:
Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров,
социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими
в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культура и
образованности. Осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному
служению Отечеству, формирование Историческое - познание наших корней, осознание
неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к
деяниям предков и современников. Оно включает: изучение военной истории Отечества, малой
родины, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и
самостоятельность страны.
Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского
долга, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров,
начальников, старших должностных лиц.
Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-

исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и
государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему отечеству, гордость за
принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание
национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению
обществу и государству.
Профессионально-деятельное - формирование добросовестного и ответственного
отношения к труду, связанному со служением Отечеству. Стремления к активному проявлению
профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных
обязанностей и поставленных задач.
Психологическое социально-общественное - формирование у подрастающего поколения
высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных
задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и
других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для
успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части.
Ожидаемые конечные результаты:
1.
Формирование гражданско-патриотического сознания молодежи.
2.
Желание служить в Вооруженных Силах Российской Федерации.
3.
Проявление гражданских чувств.
4.
Уважительное отношение к старшему поколению, историческому прошлому
Родины, обычаям и традициям.
5.
Гордость за свое отечество, за символы государства, за свой народ.
6.
Стремление посвятить свой труд, способности укреплению могущества и расцвету
Родины.
3.9. Модуль «Самоуправление»
В соответствии со Статьей 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной
поддержки и стимулирования» действующей редакции Закона РФ «Об образовании» 2012 года,
«Обучающимся предоставляются академические права на участие в управлении
образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом».
Ученическое самоуправление - это право, которым обладают в школе ученики, право на
учет их мнения в управлении той образовательной организации, где они обучаются.
Школьный совет является выборным органом ученического самоуправления.
-Школьный совет действует на основании действующего законодательства, Устава
школы и настоящего Положения.
Состав школьного совета формируется учащимися 8-11 классов путем выборов из
числа выдвинутых кандидатур.
-Организацию выборов осуществляет избирательная комиссия, формируемая из
представителей 8-11 классов.
Школьный совет самостоятельно избирает свою структуру, избирает из своего
состава Председателя школьного совета;
В составе школьного совета формируются комиссии
Школьный совет занимается:
Организацией культурных мероприятий в школе, разработка сценариев и
непосредственное участие в них (концерты, миротворческие поездки в военные госпитали,
олимпиады, различные конкурсы, волонтерское движение, Субботы активиста), оформление
школы к праздникам;
защитой прав учащихся;
повышением уровня самоуправления (совместная работа взрослого и учащегося в
области его ближайшего развития);
Школьный ученический совет (исполнительный орган, заседания проводятся не реже
одного раза в месяц, председатель школьного ученического совета избирается тайным
голосованием учащихся 7-11 классов на общешкольной ученической конференции):
Рабочие органы самоуправления формируются из представителей всех классов. Они
планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют

соревнования учащихся и оценивают результаты в общественно - полезной и досуговой
деятельности.
Совет старост
- создание условий для учебной деятельности школьников;
сбор информации об учебном процессе;
проверку дневников, учебников;
Совет культуры и досуга- подготовка и проведение:
вечеров отдыха, праздников, фестивалей;
интеллектуальных игр, выставок, конкурсов.
Совет правопорядка - уборка помещений школы в конце триместра;
распределение классов для дежурства по школе;
помощь администрации в обеспечении порядка в школе;
проведение субботников.
Совет спорта - Беседы по пропаганде здорового образа жизни.
Туристические походы, соревнования.
Проведение школьных спартакиад, кроссов.
Акции против наркомании, курения и алкоголизма.
Основные формы работы органов ученического самоуправления:
1.
Заседания Школьного ученического совета.
2.
Заседания Советов по направлениям деятельности.
3.
Круглые столы, деловые игры.
Содержание деятельности органов ученического самоуправления.
1.
Обеспечение благоприятного психологического климата, правового положения
обучающихся в школе.
2.
Содействие созданию необходимых санитарно-гигиенических условий для
обучения и отдыха учащихся.
3.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
4.
Включение учащихся в трудовую деятельность.
5.
Организация досуговой и культурно-массовой деятельности в школе.
6.
Организация спортивной деятельности, направленной на оздоровление учащихся.
7.
Организация дежурства и самообслуживания в школе.
Основные методы ученического самоуправления:
1.
Общественное поручение. Ученический совет может вынести решение о
поручении выполнить определенную работу с учетом интересов учащихся и степени
подготовленности к данному виду деятельности.
2.
Общественное мнение.
Стимулирует общественную
активность, формирует
ответственное отношение к порученной общественной работе.
3.
Убеждение. Используется в целях формирования необходимой позиции
учащегося.
4.
Просьба. Ориентирована на вовлечение школьника в работу или активизацию его
деятельности, связанной с самоуправлением.
5.
Поощрение. Проявляется в форме благодарности органов самоуправления или
всего коллектива.
6.
Личный пример. Ответственное и инициативное выполнение обязанностей играет
позитивную роль в управленческой деятельности.
7.
Совет. Метод совместного обсуждения проблем ученического самоуправления,
рекомендации товарищу в его деятельности.
Реализация деятельности школьного ученического самоуправления осуществляется через
проведение традиционных мероприятий при непосредственном участии всех учащихся,
педагогов и родителей:
День знаний;
Праздник для всех;
День учителя;
Осенний бал;

Новогодний калейдоскоп;
День защитника Отечества;
День самоуправления;
Предметные декады и недели;
Вахта памяти;
Последний звонок
3.10. Модуль «Школьный музей»
Музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими
союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас,
воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Стержнем любого музея
является история. Это история семьи, школы, отдельного выпускника, города, края. В каждом из
таких свидетельств отражается частица истории. Основополагающим для музейной теории и
практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших
условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с
точки зрения их места в общеисторическом процессе; изучение истории в свете современности.
Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся
параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в
самостоятельном «написании» истории.
Воспитательный потенциал школьного музея реализуется в рамках следующих видов и
форм деятельности.
Вид
Форма
Содержание
Учетно-хранительская
Комплектование
Планирование
деятельность
фондов;
комплектования. Составление
фондовая работа;
научной документации,
создание экспозиции заполнение инвентарной
музея.
книги, правила ведения
полевой документации,
составление карточек на
музейные предметы,
изучение, исследование и
описание каждого предмета;
создание условий для
хранения музейных
коллекций, порядок
обработки поступающих
исторических памятников.

Поисково-собирательс
Сбор устных
Поиск и сбор
кая работа
свидетельств (опрос
информации
населения, анкетирование,
Выявление и сбор
интервьюирование);
памятников истории и
переписка с людьми; культуры.
встречи с интересными
Включение
людьми;
памятников
получение даров из
истории и культуры в
семейных коллекций;
музейное собрание.
работа в библиотеках,
архивах; экспедиции.
Экспозиционно
выставочная
деятельность
Исследовательская
деятельность уч-ся
Культурно-образовате
льная деятельность

Проведение
тематических выставок
Работа
над
Проект; исследование.
проектом,
исследованием.
Лекция;
Составление,
экскурсия;
дополнение обзорных и
консультация;
тематических лекций.
исторические чтения; Обучение и подготовка
кружки
активистов музея для
исторические и
проведения экскурсий.
литературные вечера; встречи Организация и проведение
с интересными людьми;
исторических чтений,
праздники;
вечеров, праздников,
конкурсы, викторины; конкурсов, викторин и игр.
Исторические игры.
Выставки

Школьный музей обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия
на умы и души детей и подростков. Участие в поисковой работе, встречи с интересными людьми,
знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного
края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края,
частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых
поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя
воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к мало родине. Школьный музей дает
возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, творческой и общественной
деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают
физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков
приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это
навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники,
реставрировать исторические документы, составлять факты и др. Музейно - краеведческая
работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной
деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать,
руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей
позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать
попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея,
являющегося органом ученического самоуправления, прививает участникам навыки
управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими
событиями. Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных
профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают
определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагогируководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент
выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного

характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики,
занимавшиеся
военно-историческими
краеведческими
изысканиями,
становятся
профессиональными военными, работниками правоохранительных органов и т.п. Формы работы
в школьном музее
практическая работа на местности;
экскурсии, походы;
учебные экскурсии вне музея;
туристические поездки;
уроки в музее;
встречи, читательские конференции;
экскурсии в музее; вне музея;
самостоятельное изучение;
встречи, сборы, собрания;
экскурсии, встречи в музее.
4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и
педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов
на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми
деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников - это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с
другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного
процесса: Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете
школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах
- какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников
удалось решить за минувший учебный год;
- какие проблемы решить не удалось и почему;
- какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать

педагогическому коллективу.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками их родителями,
педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости - их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством
реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и
проект направленных на это управленческих решений.

Карта мониторинга воспитания в школе.
Заполнить эту карту в конце учебного года можно предложить:
директору и его заместителю, курирующего в школе воспитательную работу;
нескольким педагогам, которые активно включены в воспитательную работу
школы и имеют о ней свое собственное мнение (пусть и не всегда совпадающее с мнением
школьной администрации);
нескольким родителям, но лишь в том случае, если они действительно хорошо
знакомы со школой и тем, что в ней происходит;
нескольким старшеклассникам, которые также хорошо знакомы с тем, что
происходит во всей школе, а не только в их собственном классе, и которые смогут дать свою
оценку происходящему здесь.
Проблемы,
Оценочная шкала
Идеал м.б.эталон, на
которых следует избегать
который следует
ориентироваться
Качество общешкольных ключевых дел
Общешкольные дела
придумываются только
взрослыми, школьники не
участвуют в планировании,
организации и анализе этих дел

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Общешкольные дела
всегда планируются,
организуются, проводятся и
анализируются совместно школьниками и педагогами

Дела не интересны
большинству школьников

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Дела интересны
большинству школьников

Обычно участие
школьников в этих делах
принудительное, посещение обязательное, а сотрудничество
друг с другом обеспечивается
только волей педагогов

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обычно участие
школьников в этих делах
сопровождается
увлеченностью общей
работой, радостью и взаимной
поддержкой

Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов
Классные руководители
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Классные руководители
не пользуются авторитетом у
являются значимыми
детей своих классов
взрослыми для большинства
детей своих классов,
пользуются авторитетом.
Школьники доверяют своим
классным руководителям
Большинство решений,
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Большинство решений,
касающихся жизни класса,
касающихся жизни класса,
принимаются классным
принимаются совместно
руководителем единолично.
классным руководителем и
Поручения классного
классом, у детей есть
руководителя дети часто
возможность проявить свою
выполняют из страха, по
инициативу
принуждению

В отношениях между
детьми преобладают
равнодушие, грубость,
случаются травли детей

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Отсутствует
конструктивное
взаимодействие классного
руководителя и родителей
(взаимное игнорирование,
равнодушие, конфликты и т.п.)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В классе дети
чувствуют себя комфортно,
здесь преобладают
товарищеские отношения,
школьники внимательны друг
к другу
В классе налажено
конструктивное
взаимодействие классного
руководителя с родителями

Качество организуемых в школе курсов внеурочной деятельности
Внеурочная
деятельность в школе
организуется преимущественно
в виде познавательной
деятельности, как продолжение
учебных занятий

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Участие школьников в
занятиях курсов внеурочной
деятельности часто
принудительное

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Результаты внеурочной
деятельности детей не
представлены в пространстве
школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В школе реализуются
разнообразные виды
внеурочной деятельности
школьников: познавательная,
игровая, трудовая, спортивнооздоровительная, туристскокраеведческая,
художественное творчество и
т.п.
Занятия в рамках
курсов внеурочной
деятельности интересны для
школьников, школьники
стремятся участвовать в этих
занятиях
С результатами
внеурочной деятельности
детей могут познакомиться
другие школьники, родители,
гости (например, на концертах,
выставках, ярмарках,
родительских собраниях, сайте
школы и т.п.)

Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков
Уроки скучны (м.б. не
интересны) большинству
учащихся, дети часто идут на
них с чувством страха
Уроки обычно
однообразны, преобладают
лекционные формы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Уроки ориентированы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Дети заинтересованы в
происходящем на уроке и
вовлечены в организуемую
учителем деятельность
Учителя часто
используют на уроке
разнообразные формы: игры,
дискуссии и другие парные
или групповые формы работы
Уроки не только дают
детям

преимущественно на
подготовку учащихся к ВПР,
ОГЭ, ЕГЭ и другим формам
проверки знаний

знания, но и побуждают
их задуматься о ценностях,
нравственных вопросах,
жизненных проблемах,
ориентированы на развитие
личности

Качество существующего в школе ученического самоуправления
Школьники занимают
пассивную позицию по
отношению к происходящему в
школе, чувствуют, что не могут
повлиять на это

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Школьники чувствуют
свою ответственность за
происходящее в школе,
понимают, на что именно они
могут повлиять в школьной
жизни и знают, как это можно
сделать, занимают активную
позицию
Школьники часто
выступают инициаторами,
организаторами тех или иных
школьных или
внутриклассных дел, имеют
возможность выбирать зоны
своей ответственности за то
или иное дело, формировать
органы самоуправления

Школьники не
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вовлечены в организацию
школьной жизни, школьное
самоуправление имитируется
(например, органы
самоуправления не имеют
реальных полномочий, дети
поставлены педагогами в
позицию исполнителей,
самоуправление часто сводится
к проведению дней
самоуправления и т.п
Лидеры ученического
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Лидеры ученического
самоуправления
самоуправления выступают с
безынициативны или вовсе
инициативой, являются
отсутствуют в школе. Они
активными участниками и
преимущественно назначаются
организаторами событий в
взрослыми и реализуют только
школе и за ее пределами
их идеи
Качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений
Детские общественные
объединения существуют лишь
формально, они не работают,
нет детей, которые
позиционируют себя как его
члены

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Детские общественные
объединения привлекательны,
имеют неформальный
характер школьники стремятся
участвовать в организуемой
ими деятельности. Дети,
состоящие в детских
общественных объединениях,
гордятся этим, всячески
подчеркивают свою
принадлежность к
объединениям

Деятельность детских
общественных объединений
ограничивается рамками самих
объединений, она не
ориентирована на интересы и
потребности других людей
Деятельность, которую
ведут детские общественные
объединения, предоставляет
ограниченные возможности для
самореализации школьников

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Профориентационная
работа ориентирована только
лишь на ознакомление
школьников с рынком труда,
основными профессиями

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Профориентационной
работой занимается только
классный руководитель

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Деятельность детских
общественных объединений
направлена на помощь другим
людям, социально значима

Деятельность, которую
ведут детские общественные
объединения, дает
возможность каждому ребенку
найти себе дело по силам и по
желанию
Качество профориентационной работы школы
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Профориентационная
работа системна и
ориентирована на
формирование у школьников
трудолюбия, готовности к
планированию своего
жизненного пути, выбору
будущей профессиональной
сферы деятельности и
необходимого для этого
образования
Профориентационной
работой занимается команда
школьных педагогов с
привлечением различных
социальных партнеров

Профориентационные
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
занятия проходят формально,
Формы
дети занимают пассивную
профориентационной работы
позицию. Формы
разнообразны, дети
профориентационной работы
заинтересованы в
носят преимущественно
происходящем и вовлечены в
лекционный характер.
организуемую деятельность
Качество взаимодействия школы и семей школьников
Большинство родителей
безразлично к участию ребенка
в школьных делах, высказывает
недовольство, если это влияет
на их планы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Работа с родителями
сводится преимущественно к
информированию об
успеваемости детей,
предстоящих конкурсах,
мероприятиях. Реакция

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Большинство родителей
поддерживает участие ребенка
в школьных делах, может
координировать свои планы с
планами ребенка, связанными
с его участием в делах школы
Школе удалось
наладить взаимодействие с
родителями в вопросах
воспитания детей
(информирование, обучение,
консультирование и т.п.),

родителей на нее
формальна
Педагоги испытывают
трудности в организации
диалога с родителями по
вопросам воспитания детей.
Родители в основном
игнорируют мнение педагогов,
вступают с ними и друг с
другом в конфликты, нередко
привлекая к ним учеников
класса. В организации
совместных с детьми дел
педагоги могут рассчитывать
только на себя

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

его формы
востребованы и пользуются
доверием со стороны
родителей
Педагоги организовали
эффективный диалог с
родителями по вопросам
воспитания детей. Большая
часть родителей
прислушивается к мнению
педагогов, считая их
профессионалами своего дела,
помогает и поддерживает их,
выступает с инициативами в
сфере воспитания детей и
помогает в их реализации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 838-29-99, +7 929 880 72 78

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».